Панельная дискуссия «Художественное образование: достижения, вызовы, перспективы»

Окт 9 • PRO Искусство, В НОМЕР

Угроза пандемии и введенные в связи с этим ограничительные меры, на первый взгляд, вызвали некий застой в области культуры. Но только на первый взгляд. На самом же деле учреждения культуры продолжают работать и решать множество вопросов, некоторые из которых сложившая ситуация даже обострила и вывела на первый план. Один из ярких примеров такой работы – панельная дискуссия «Художественное образование: достижения, вызовы, перспективы (в контексте реализации национального проекта «Культура»)», которая состоялась 6 октября в Большом зале Саратовской государственной консерватории.

В дискуссии приняли участие (как лично, так и в онлайн-формате) заместитель министра культуры РФ Ольга Сергеевна Ярилова,  директор Департамента образования и науки Минкультуры РФ Светлана Даниловна Ермакова, заместитель министра культуры Саратовской области Татьяна Викторовна Астафьева, ректор РАМ имени Гнесиных Александр Сергеевич Рыжинский, ректор Нижегородской консерватории Юрий Ефимович Гуревич, ректор Астраханской консерватории Александр Валентинович Мостыканов, ректор Петрозаводской консерватории Алексей Александрович Кубышкин, заместитель министра культуры Дагестана Мурад Хабибович Гаджиев, начальник департамента по культуре Томской области Павел Леонидович Волк. Роль модератора дискуссии взял на себя ректор Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова Александр Германович Занорин.  Дискуссия в режиме реального времени также проходила на платформе Zoom и на официальном YouTube канале Саратовской консерватории «Саратовская консерватория – новый век». Всего же в дискуссии, благодаря онлайн-технологиям приняло участие 16 регионов страны.

Что особенно порадовало в дискуссии – в ней не было формализма, заштампованности. Видно, что собрались люди крайне заинтересованные, неравнодушные, на самом деле болеющие за свое дело, за развитие культуры во всех ее проявлениях, умеющие видеть перспективы и последствия шагов предпринимаемых (или не предпринимаемых) в этом направлении сегодня.

В своем вступительном слове Александр Германович Занорин подчеркнул: «Основной развития культуры является образование». Неудивительно, что именно профессиональному образованию, в частности тройственной сквозной системе «ДШИ – колледж – ВУЗ» была посвящена значительная часть выступлений.

Говоря об учебных программах, предоставляемых ВУЗами культуры, Ольга Сергеевна Ярилова подчеркнула, что упор надо делать на их практикоориентированность: «Консерватория должна заниматься точечными, специализированными программами», программы по менеджменту и продвижению «лучше оставить специалистам других образований». Приятно было слышать слова благодарности нашей консерватории за реализацию профориентационного проекта «Поколение +». Ольга Сергеевна также рассказала о том, что Министерством подготовлена программа поддержки целевой подготовки специалистов «Земский работник культуры». Финансирования программы пока нет, но Министерство настроено выходить с этой программой на согласование и продвигать ее, как ведомственно-целевую. Среди инициатив Министерства также внесение изменений в Федеральный Закон о втором высшем бесплатном образовании для работников культуры некоторых специальностей, в частности для режиссеров и литработников. Ольга Сергеевна отметила важность обратной связи со студентами (слушателями) и информации о трудоустройстве выпускников. Вообще в ее выступлении было очень много вопросов, связанных именно с проблемами ВУЗов культуры.

Это интересно:  Драки, музыка, театр: чем закончится март!?

Александр Сергеевич Рыжинский отметил, что реализация проекта «Культура» позволила ряду учебных заведений наконец-то обновить материальную базу (для многих учебных площадок это более чем актуально, так как даже музыкальные инструменты не обновлялись десятилетиями). Он рассказал о подготовленных к запуску программах подготовки педагогов национальных инструментов и специалистов по реставрации музыкальных инструментов, повышения квалификации педагогов сольфеджио.

Один из вопросов дискуссии: «Новые тенденции в образовании и их влияние на развитие художественного образования в Российской Федерации». Здесь все выступающие были едины в одном – онлайн-формат обучения, безусловно, предоставляет новые возможности, которые необходимо использовать (по словам О.С. Яриловой: «Никто не стремится к замене офлайн-обучения на дистанционное, но современные методы дистанционного обучения должны развиваться и использоваться полностью все возможности, которое оно предоставляет»), но сама специфика обучения в сфере культуры не позволяет и никогда не позволит отказаться от очного обучения, от индивидуальной работы педагога со студентами и учащимися. В этом отношении очень точным было выступление Мурада Хабибовича Гаджиева, который отметил, что, хотя «…проект предоставил уникальную возможность пройти обучение в центрах непрерывного образования ведущих культурных ВУЗов страны», в некоторых областях и населенных пунктах Дагестана, особенно в отдаленных горных районах, развитие дистанционного обучения невозможно по чисто техническим причинам. При этом Мурад Хабибович поблагодарил нашу консерваторию за проведение «живых» выездных занятий на базе Махачкалинского музучилища.

Еще одна буквально наболевшая проблема образования в сфере культуры — несинхронизированность всех ступеней образования (школа-колледж-вуз), зачисление только по результатам экзаменов, которые не всегда стабильны, в том числе из-за элементарного волнения, и не всегда объективны. А.Г. Занорин отметил, что необходимо выявлять и отслеживать талантливых детей как можно раньше. Это, в свою очередь позволит вырабатывать эффективную методику преподавания на всех уровнях.

Это интересно:  PRO получение визы...

Очень эмоциональным было выступление Павла Леонидовича Волка, который говорил о вымывании талантливой молодежи из регионов, не имеющих ВУЗов культуры: «Система ученических контрактов работает, но не особо эффективна, т.к. отправить ученика на обучение можно, а вот вернуть проблематично». А поднятая им тема ПФДО (сертификатов финансирования дополнительного образования) вызвала бурное обсуждение в комментариях на YouTube.

Юрий Ефимович Гуревич отметил, что опыт трехступенчатого образования (школа-колледж-ВУЗ) активно перенимают в других странах, так как он позволяет максимально реализовать возможность формирования творческой личности, и его необходимо сохранять и совершенствовать по многим причинам. «…краткосрочный модуль может просто не успеть раскрыть талант ученика (…) Среди выпускников консерваторий практически нет случайных людей, т.к. они уже прошли тройной отбор».

Поднимался на дискуссии и вопрос о нормативном регулировании в сфере образования. Выступающие обсуждали проблемы финансирования, профессиональных стандартов, необходимость законодательно установленного материального и профессионально-педагогического минимума для ВУЗов, вводящих у себя обучение по творческим специальностям. Причем минимум этот должен быть осмысленным и логичным. Условно говоря, в требованиях, предъявляемых к музыкальному учебному заведению, не нужен стадион с беговыми дорожками (ох, сколько раз «прошлись» выступающие по этому «стадиону»!), но нужны закрепленные нормативы концертного рояля.

Последним в обсуждении значился вопрос: ««Цифровизация образования – удачные решения и непреодолимые сложности», который косвенно уже затрагивался в предыдущих обсуждениях.

Словом, это действительно была дискуссия – где не стеснялись не только говорить о проблемах, но и предлагали пути их решения, делились опытом. А как иначе? Ведь, говоря словами Александра Германовича Занорина: «Художественное образование- это наше национальное достояние. Этот тот особый вид, который не должен смешиваться с деятельностью кружков, секций…». После выступлений спикеров были вопросы из зала. Дискуссия продолжалась три часа, превысив все отведенные на нее сроки. Время закончилась, а работа продолжалась – пресс-подход и все те же вопросы из зала, но уже «в рабочем порядке».

Текст: Елена Имбирева

Фото: свободные источники интернет

Специально для CityGu.ru

Комментарии закрыты.

« »