афиша Саратова, афиша онлайн, афиша спектаклей, афиша концертов, куда сходить, классическая музыка, опера и балет, театр, афиша театра, Саратов, Балаганчик, Драма, Версия, Балаганчикъ, Филармония, Теремок, Аффект, Грани, Машин Хэд, Machine Head

«Песочница с вайфаем в космосе»: проект «Среда обитания» продолжается

Янв 31 • PRO Искусство, В НОМЕР

Когда Георгий Цнобиладзе пришел в Саратовский ТЮЗ, на встрече с журналистами он озвучил одну из серьезных проблем, связанных с репертуаром многих театров – ощутимый дефицит спектаклей для подростков, — и поделился своей идеей проведения регулярных читок пьес для этой возрастной категории зрителей. Идея воплотилась в виде молодежного проекта «Среда обитания». 26 января в рамках проекта на камерной сцене Старого ТЮЗа состоялась читка пьесы Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной «Песочница с вайфаем в космосе».

Как это было

Читка – это не спектакль, но и не простое воспроизведение текста. Артисты действительно читают текст со всеми авторскими ремарками, но на сцене происходит определенное действие, складывается «картинка», позволяющая не только познакомиться с содержанием пьесы, но и представить себе, как это будет выглядеть на сцене.

Перед началом Георгий Теймуразович познакомил зрителей с идеей проекта, рассказал о самом формате читки и особенно подчеркнул, что здесь очень важна обратная связь, причем мнение зрителей хотелось бы услышать максимально честное, даже если оно будет нелицеприятным: «Это на спектакле можно хвалить, а здесь можно и ругать. Все, что здесь будет хорошего, это им (артистам), а все, что плохо – это мне!». Действительно ли это актуально, интересно молодым зрителям (возрастная категория пьесы 12+ (14+), что вызывает непонимание, на что обратить внимание, что доработать – вот что интересно и режиссеру, и актерам. Формат читки, по сути, — уникальная возможность для зрителей поучаствовать в формировании репертуара театра; выбрать то, что им действительно интересно; на какой именно спектакль они готовы пойти и пригласить своих друзей.

После читки зрители, сначала довольно робко, затем все активней, обсуждали и саму пьесу, и ее постановку. Несмотря на то, что проект «Среда обитания» позиционируется как молодежный и направлен, в первую очередь, на привлечение зрителей-подростков, в зале были люди разного возраста. Пожалуй, родители подростков высказывались активнее, чем молодые зрители. Говорит ли это о том, что «целевую аудиторию» пьеса «не зацепила»? Вряд ли. Скорее, дело в том, что далеко не все мы (независимо от возраста) хотим и умеем высказывать свое мнение вслух, да еще и столь прилюдно. К тому же многие (тоже независимо от возраста) предпочитают сначала обдумать, «переварить» увиденное и услышанное, а уж потом высказываться. В любом случае, обсуждение состоялось, было оно живым и неформальным. Значит, можно рассчитывать на то, что на следующих читках проекта голоса молодых зрителей зазвучат активнее. Ведь для этого все и задумывалось!

Это интересно:  Led Zeppelin: старые «новые диски»

О пьесе и постановке

Пьеса Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной «Песочница с вайфаем в космосе» в прошлом году вошла в шорт-лист конкурса новой драматургии «Маленькая ремарка» в номинации 12+. Несмотря на то, что она адресована зрителям от 12-14 лет, интересна она будет и более старшей публике: родителям, учителям, всем, кто неравнодушен к проблемам и мыслям подрастающего поколения, старается понять этих «еще не взрослых, уже не детей» (может быть, им даже больше).

Небольшие эпизоды, не связанные между собой сквозным действием, объединяют персонажи – школьники, родители, учителя. Взрослеющие дети категоричны, отстранены, иногда грубы, в чем-то эпатажны, но… Но в каком поколении было иначе? Дети (Наталья Горячева, Елена Земскова, Никита Матризаев, Евгений Шикин) устраивают «перфомансы», изучают правила выживания при зомби-апокалипсисе, тянутся «не к тем», не идут на контакт, а взрослые… Взрослые, в общем-то, в растерянности. Ведь это их дети, их внуки, и надо, надо как-то их контролировать, направлять, уберегать от ошибок, передавать свой опыт, да хотя бы понимать! Они стараются, они честно стараются! И мама (Ольга Кутина), отчаянно пытающаяся быть современной, понимающей, доверяющей, тайком роющаяся в дочкином рюкзаке в поисках чего-то «компрометирующего»; и дед (Валерий Емельянов), явно бывший неформал, настойчиво старающийся «разговорить» внука… И последнее, но самое простое и верное средство ненадолго заполучить внимание дочери или внука – дать «пятерку»… Наверное, лучше всех наладить контакт с «подрастающим поколением» удается учителю Игорю Ивановичу (Алексей Кривега), возможно потому, что и он, и его ученики приняли негласные правила игры: «Я вас повоспитывал, вы все поняли и больше так не будете».

В общем, за каждым взрослым персонажем можно увидеть целую историю, а за каждым «невзрослым» — ту же историю, которая повторится через десяток-другой лет с небольшими вариациями. Взаимопонимание, самовыражение, поиск своего места в этой «гигантской песочнице с вайфаем, летящей в космосе» — это темы вечные и очень серьезные. При этом сама пьеса полна юмора и иронии. Никаких нотаций и «мудрых» рассуждений, все воспринимается легко, на одном дыхании.

Это интересно:  Для сильных и уверенных в себе: TOP-10 книг для мужчин

Герои пьесы, особенно, конечно, школьники, говорят на своем языке, сленге, который без перевода и понять-то не всегда можно. Поэтому на стене-экране регулярно появляются толкования наименее понятных терминов «современного птичье-интернетного». Там же, на экране, разворачивается еще одно действие – переписка в чате. Вполне современная, лаконичная, но по скрытой эмоциональности не уступающая самым утонченным образцам эпистолярного жанра. «Отцы» и «дети» говорят на разных языках, но чувства-то испытывают одни и те же. А значит, есть шанс, что они поймут друг друга. Может быть, для этого нужен универсальный язык. Тот самый, который вспомнила Майя, дожидаясь отца одна в пустом классе: «Я тя лю…».

Текст: Елена Имбирева

Фото: ТЮЗ

Специально для CityGu.ru

Комментарии закрыты.

« »