Есть такое выражение «Сыграть телефонный справочник». То есть, если актер (и режиссер) талантлив, то он сделает шедевр из любого материала. Саратовский муниципальный театр драмы, музыки и поэзии уже не единожды доказывал, что его актеры и режиссеры могут все, играя (не читая, не рассказывая, а именно играя!) стихи, причем стихи разных авторов и столь же разные и по форме, и по стилю. Конечно, никто не собирается сравнивать стихи с телефонным справочником, но превратить разрозненные тексты в единое целое так, чтобы спектакль воспринимался на уровне эмоций – задача, согласитесь, не из легких. Но, видимо, «Балаганчику» этого показалось мало и вот 2 декабря в театре состоялась долгожданная премьера спектакля «По пустому коридору с временной душой», в основу которого положена… газетная статья.
Нет, конечно, статья была не одна. Были стихи. В первую очередь – стихи. Стихи саратовских поэтов, к творчеству которых артисты обращались неоднократно: С. Рыженкова, Е. Малякина, С. Покровской, О. Рогова, М. Роговой, И. Сорокина, А. Ханьжова, И. Преображенского. Очень разные – необычные, проникновенные, забавные, непонятные, простые, шутливые, задумчивые… Они сталкивались, как звонкие мячи, упруго отскакивая друг от друга, переплетались, как стебли вьюна, становясь единым целым, по воле актеров. И еще очень много музыки, песен. Все вживую – три гитары (Игорь Гладырев, Данила Шувалов, Александр Блонский) и кахон (Игорь Абрамович), да еще два женских голоса (Елизавета Симагина, Дарья Земскова). Музыка и стихи перетекают друг в друга, объединяясь, превращаясь в одно, как две стороны петли Мебиуса.
В этом спектакле нет действующих лиц и исполнителей, хотя роли, пожалуй, есть, — в той степени, в какой роль обозначает характер. Нет классического построения пьесы, но все же он рассказывает историю. Это история о людях, которые воспринимают этот мир со своей точки зрения и не могут иначе, независимо от того, насколько это правильно и общепринято, — о поэтах и поэзии. На сцене они спорят, перебрасываются фразами, злятся, грустят, шутят – и делятся этим со всеми, кто захочет, со зрителями. Кто-то принимает, кто-то нет, но от этого стихи не перестают быть живыми. Эта история – первая часть спектакля (несмотря на то, что идет он без антракта). А потом появляется Критик. Уверенный в себе и в своем праве язвить, правильный, маститый, в перерывах между «разгромными» выступлениями прихлебывающий из графинчика отнюдь не чай. В его интерпретации цитаты, вырванные из контекста, умирают, становятся именно тем, за что он их выдает – набором слов. А что же поэты? Они начинают диалог. Они показывают только что расчлененные Критиком стихи целиком – и стихи оживают, обретают настроение. Они готовы танцевать, петь, вставать на табуреточку, читая стихи, как детишки в детском саду. Лишь бы их услышали, лишь бы признали право чувствовать по-своему… Данила даже подсаживается к столу с твердым намерением выслушать и попытаться понять своего оппонента. Попытка успехом не увенчалась. Слишком уж они разные – молодой поэт с чертиками в глазах и маститый член Союза писателей. Наверное, у Критика тоже есть своя правда – он убедителен и даже остроумен, он готов признать, что поэты-то отнюдь не бездари, но вот тратят свой талант непонятно на что…
Собственно, то, что говорит Критик – это реальная статья Льва Исаевича Тобольского, напечатанная в одной из Саратовских газет в 1987 году. Но, как подчеркивает Игорь Абрамович: «Я ни в коем случае не играю Льва Тобольского, я играю его статью». Точно также и другие актеры играют не поэтов, чьи имена упоминаются в этой статье, а их стихи.
В какой-то момент приходит понимание, что стихи – это не просто правильно (или не очень) подобранные слова. Они оживают только от прикосновения человека. Их нельзя расчленять, нельзя, как пушкинский Сальери: «Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию» — от такой «поверки» умирают и музыка, и стихи.
Разница между восприятием разрозненных цитат и цельного текста, еще раз подчеркивается и другой, почти пунктирной линией. На протяжении всего спектакля один из персонажей постоянно сочиняет стихи, делясь с залом каждой строчкой, словно Арлекин, решивший потягаться со всеми Пьеро вместе в стихосложении. Получается смешно и наивно, но ровно до тех пор, пока все эти отдельные строчки не собираются воедино и не превращаются общими усилиями в песню – веселую, лиричную, красивую. И каждая строчка, каждое слово оказывается на своем месте.
Если кто-то скажет, что актеры «Балаганчика» в спектакле спели, почитали стихи и сыграли газетную статью – не верьте. Они сыграли Историю – настоящую, живую, драматичную, захватывающую.
Текст и фото: Елена Имбирева, специально для CityGu.ru
Вам будет интересно
Окт 2023
17 октября 2023 гола на сцене Саратовского театра кукол прошло торжественное открытие, которое дало старт I Межрегиональному фестивалю театров кукол «Формат К». Зрители увидели специальную театральную программу, подготовленную артистами Саратовского театра кукол. Они ...
Окт 2023
Спектакль «Белая уточка» Театра кукол С.В. Образцова открыл Первый межрегиональный фестиваль театров кукол для подростков и взрослых «Формат К». Зрители увидели его 17 октября 2023 года, сразу после церемонии открытия. Самый, пожалуй, известный ...
Окт 2023
В Саратовском театре драмы для детей и молодежи «Версия» 15 октября состоялся юбилейный творческий вечер артиста Юрия Лапшина. Вообще-то юбилей у Юрия Егоровича был еще в апреле. Но театральная жизнь вносит свои коррективы, ...
Окт 2023
О том, что Саратовский ТЮЗ – уникальное явление и в нашей, и в зарубежной театральной жизни, сказано много… Первый и старейший в мире профессиональный театр для детей в этом году открыл свой 105-й ...
Окт 2023
Дорогие читатели, информируем вам, что 4 октября 2023 года в Саратовском академическом театре юного зрителя имени Юрия Петровича Киселева на Большой сцене состоится юбилейный вечер, посвященный 105-летию театра. О вечере Вечер будет посвящен ...
Сен 2023
6 и 7 октября 2023 года состоятся первые показы спектакля "Полина ищет па" в театре "Версия". Пьеса Екатерины Тимофеевой. О пьесе Когда-то Полина спрашивала про папу, но сейчас ей уже тринадцать, и она ...