PRO МОСТ

Апр 19 • PRO Саратов, В НОМЕР, В центре внимания • 7269 Просмотров • Комментарии к записи PRO МОСТ отключены

Вы заметили, что в центре городе стало меньше пробок, машин и людей? Появились парковочные места и даже вечером в пятницу «традиционных» удушливых пробок в сторону моста…. не стало. Ле-по-та, одним словом! А все почему? Потому что закрыли мост.

Мы не будем исследовать причины, проводить следствия и устанавливать истину (или истины) в проблемах с мостом. И даже, по большому счету, не интересно «как» это будет осенью, когда реконструкция должна закончиться. Сейчас, мы предлагаем вам вспомнить, «как это было», как строился Саратовский Мост – одна из крупных строек коммунизма, проходившая ни где-то там далеко на БАМе, а прямо в нашем городе, в нашем Саратове.

Основные работы по строительству и монтажу моста были возложены на мостостроительный отряд №8 Строительного управления №3 Производственного комитета транспортного строительства СССР, со сроком сдачи в эксплуатацию сооружения к концу 1960 года.
Уже в сентябре 1958 года начались подготовительные мероприятия по обустройству транспортных подходов к строительству и проводке линий электропередач. Для сооружения моста в кротчайшие сроки на Энгельсском берегу были развернуты работы по обустройству специального полигона — индустриальной базы с заводами по выпуску бетона для изготовления железобетонных конструкций пролетных строений и мостовых опор, что позволяло значительно сократить транспортные расходы и ускорить строительство..

Установка опор была начата в 1959 году почти одновременно на берегах Саратова, Энгельса и Покровском острове в сложных условиях заполнения Сталинградского водохранилища и подъема уровня воды на 10 метров.

При погружении железобетонных фундаментных опор на дно реки, учитывая очень сложное гидрогеологическое строение грунта, впервые в практике отечественного мостостроения был использован бескессонный способ установки свай-оболочек диаметром 5 метров.

Строительство автомобильного моста Саратов-Энгельс было объявлено крупнейшей в Союзе областной ударной комсомольской стройкой: 80% всех строителей составляли комсомольцы и молодежь, на сооружении моста работали 12 комсомольско-молодежных бригад. В ноябре 1960 года мостоотрядом №8 был объявлен поход за «комсомольским миллионом» для строительства двух «комсомольских мостовых опор».

Для изготовления первых в стране пролетных строений из преднапряженного железобетона на индустриальном полигоне были смонтированы специальные стенды. По проекту, пролетные строения моста состояли из 66 разрезных балочных строений – «вставок» длинною 20 и 70 метров и неразрезного пролетного строения, перекрывающего судоходный канал, состоящее из 4 парных решетчатых сквозных ферм – «птичек» длиною 166 метров и 10 соединяющих «птички» «подвесок» длиною 46 метров.
К концу 1962 года были полностью закончены работы по установке 33 опор моста и 18 пролетных строений по 20 и 70 метров.

most

most_2 most_3 most_4 most_5 most_6

В ноябре 1964 года была установлена часть последнего четвертого сквозного пролета – «птички» и левосторонняя часть моста стала открытой для рабочего движения, а в декабре пролет полностью соединил мостовое сообщение, и самые смелые жители Саратова и Энгельса, не дожидаясь официального открытия, смогли перейти по мосту из одного города в другой.
В начале 1965 года наиболее масштабные работы по монтажу гидросооружения были окончены. Для своевременного открытия автомобильного движения необходимо было проделать еще не малую работу: обустроить сходы на искусственно-намытый пляж на месте затопленных Сталинградским водохранилищем Городских песках, уложить тротуарные плиты, бордюрные камни, установить карнизные балки и перила. Много сил понадобилось для приведения в порядок Большой Затонской улицы, Набережной Космонавтов и береговой части Энгельса.

Был выполнен значительный объем электромонтажных работ: строительство трансформаторных подстанций, укладка кабеля, установка судовой сигнализации, троллейбусных линий и т.д. Для освещения понадобилось установить 162 фонаря на мосту и 132 на подходах к нему.
Первые испытания моста были начаты 13 июня 1965 года. Под тяжестью груженых щебнем МАЗов на прочность проверялся каждый пролет. Для проверки прочности самых длинных пролетов-«птичек» было одновременно использовано 250 полных грузовиков.

10 июля Государственная комиссия приняла в эксплуатацию крупнейший автодорожный мост в Европе, а 11 июля состоялся многотысячный митинг, посвященный открытию движения по автодорожному сообщению. Жители двух городов смогли встретиться на середине «проспекта Саратов-Энгельс» и обменяться рукопожатиями.

Сергей УткинСергей Уткин
Историк, спортсмен, музыкант

Специально для citygu.ru

Фото из архива Сергея Уткина

« »