Сегодня, продолжая разговор о развитии ребенка в дошкольном возрасте, мы рассмотрим, как происходит дальнейшее формирование восприятия, внимания и речи на данном этапе.
В период дошкольного детства происходит значительное развитие ощущений и восприятий детей. Прежде всего, это связано с тем, что ребенок включается в решение новых и более сложных задач, которые требуют более точного различия свойств предметов.
Данный период является периодом сенсорного развития ребенка. В это время усовершенствуется ориентировка во внешних свойствах предметов, в пространстве и времени.
Расширение и усложнение видов деятельности ребенка ведет к тому, что он постепенно приобретает знания о новых эталонах. Примерно к пяти годам он усваивает сравнительно полный набор эталонов формы и цвета. На протяжении дошкольного периода складываются три основных вида действий восприятия: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующие действия.[1].
Если свойство воспринимаемого объекта полностью совпадает с эталоном, происходит действие идентификации. При совпадении нескольких свойств предмета с эталоном, выполняется действие отнесения с эталоном. При восприятии сложных предметов, когда для соотношения необходимо использовать одновременно два или более эталонов, выполняются моделирующие действия. Примером может служить форма одноэтажного деревенского домика, включающая прямоугольный фасад и трапециевидную крышу. Чтобы правильно воспринять такую форму, необходимо не только подобрать два эталона, но и установить их взаимное положение в пространстве.[1].
В периоде развития дошкольное детство происходит изменение внимания. Младший дошкольник интересуется предметом до тех пор, пока в поле зрения не появится новый предмет, который побуждает переключить внимание на него. К пяти-шести годам внимание становиться более сосредоточенным и устойчивым. Ребенок данного возраста более продолжительно и осознанно рассматривает картинки, внимательно слушает сказки. У детей этого возраста длительность игры может достигать двух часов. Это связано с тем, что детей старшего дошкольного возраста взрослые включают в разные новые виды деятельности и с помощью разных средств координируют внимание детей.
В данном возрастном периоде происходит расширение круга общения ребенка, усложнение его деятельности, что способствует постепенному росту словарного запаса и развитию речи. Словарь дошкольника, по сравнению с ребенком периода раннего детства, увеличивается почти втрое за счет различных частей речи и непосредственно зависит от условий жизни и воспитания.
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений, которые будут полезны вашему ребенку в этот период.[2].
Упражнение «Пипетка»
Эта игра помогает развить координацию движений ребенка.
Вам понадобятся:
поднос,
пузырек,
пищевой краситель,
пипетка,
пустая коробка из-под красок,
губка,
кусок впитывающей бумаги.
Наполните пузырек водой и пищевым красителем. Разместите на подносе все материалы. Покажите ребенку, как нужно сжимать пипетку, чтобы жидкость наполнилась, а затем капните в каждую выемку в коробке из-под красок. Если вода вытекла за края, то ребенок может использовать губку или впитывающую бумагу.
Упражнение «Шероховатое – гладкое»
Эта игра позволяет развить чувство осязания путем определения характерных материалов и предметов и научить ребенка выражать то, что он чувствует, прикасаясь к предметам различными частями тела: пальцами, руками, щекой.
Вам понадобится:
2 коробки из-под обуви,
предметы двух типов: гладкие (обрезки ткани или клеенки, небольшая плюшевая игрушка, ровный камень, клубок шерсти, каштан и т.д.) и шероховатые (кусок щетки ершика, металлический скребок, наждачная бумага, мешковина, кора дерева и т.д.),
корзинка,
2 этикетки.
Приклейте этикетку на каждую коробку, чтобы обозначить, где лежат шероховатые предметы, а где – гладкие. Положите в корзинку все собранные предметы. Вытаскивайте их один за другим.
Дети какое-то время наблюдают за предметами, трогают их. Затем предложите малышам распределить предметы по коробкам, руководствуясь своими ощущениями во время прикасания к ним: либо предмет приятный и гладкий, либо неприятный и шероховатый.
Упражнение «Соленое тесто»
Приготовление соленого теста позволяет почувствовать предметы, обращаться с ними и придавать им форму, оставлять следы.
Вам понадобится:
1 стакан мелкой поваренной соли,
2 стакана муки,
немного теплой воды,
столовая ложка подсолнечного масла,
салатница, прозрачная пленка.
Смешайте муку и соль в салатнице. Добавьте теплой воды и подсолнечного масла и продолжайте помешивать до получения однородной массы. Затем быстро заверните тесто в прозрачную пленку и оставьте его на час. Спустя час позовите ребенка и предложите ему отделить кусок теста для придания ему формы. Оставьте заготовки из теста на 12 часов. Затем разогрейте духовку до 100 градусов и запеките ваши изделия в течение 2 часов. После выпекания изделия можно разукрасить гуашью, акриловой краской или натуральными красителями.
Текст: Воронцова Н. Н., психолог, член «Национальной родительской ассоциации» и Молодцова О. П., психолог, член «Национальной родительской ассоциации».
Фото: из свободных источников Интернет
Специально для CityGu.ru
Список использованных источников:
1. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2. Котт, Дельфина Жиль. Большая энциклопедия раннего развития Марии Монтессори. – М.: Из-во АСТ, 2016.
Вам будет интересно
Мар 2024
В Областной библиотеке для детей и юношества им. А.С. Пушкина завершился 29 открытый российский фестиваль анимационного кино «Открытая премьера». Напомним, что уже третий год подряд Пушкинская библиотека проводит на своих площадках бесплатные показы ...
Мар 2024
21 марта 2024 года во всех субъектах России пройдет Всероссийское родительское собрание, посвященное единой модели профориентации школьников. Всероссийское родительское собрание «Россия — мои горизонты» состоится в каждом классе, где реализуется профминимум. На этом ...
Мар 2024
С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. Мы продолжаем информировать о программах мероприятий различных издательств. 4 апреля 13:00 Пресс-клуб — «Люди в путешествии. Как общаться, ...
Мар 2024
С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. 5 апреля, 19:15, зал 2 Издательство «Альпина нон-фикшн» Дискуссия «“Слово о полку Игореве”: критерии достоверности научного знания» «Слово ...
Мар 2024
В преддверии 8 марта, во Дворце культуры "Россия" состоялось торжественное мероприятие. Праздник ознаменовался выступлениями творческих коллективов и представителей власти, а также вручением почетных наград от Губернатора Саратовской области и администрации Ленинского района муниципального ...
Мар 2024
Областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина подготовила для детей и подростков комплексную программу мероприятий «Саратовский диапазон: от летчика до космонавта», посвященную 90-летию со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина. Мероприятия бесплатны, рассчитаны на ...