раннее развитие детей, развитие дошкольника, игры для дошкольников, психолог воронцова, период сенсорного развития, расширение и усложнение видов деятельности ребенка

Раннее развитие детей. Часть 7

Ноя 17 • Мнения

Сегодня, продолжая разговор о развитии ребенка в дошкольном возрасте, мы рассмотрим, как происходит дальнейшее формирование восприятия, внимания и речи на данном этапе.

В период дошкольного детства происходит значительное развитие ощущений и восприятий детей. Прежде всего, это связано с тем, что ребенок включается в решение новых и более сложных задач, которые требуют более точного различия свойств предметов.

Данный период является периодом сенсорного развития ребенка. В это время усовершенствуется ориентировка во внешних свойствах предметов, в пространстве и времени.
Расширение и усложнение видов деятельности ребенка ведет к тому, что он постепенно приобретает знания о новых эталонах. Примерно к пяти годам он усваивает сравнительно полный набор эталонов формы и цвета. На протяжении дошкольного периода складываются три основных вида действий восприятия: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующие действия.[1].

Если свойство воспринимаемого объекта полностью совпадает с эталоном, происходит действие идентификации. При совпадении нескольких свойств предмета с эталоном, выполняется действие отнесения с эталоном. При восприятии сложных предметов, когда для соотношения необходимо использовать одновременно два или более эталонов, выполняются моделирующие действия. Примером может служить форма одноэтажного деревенского домика, включающая прямоугольный фасад и трапециевидную крышу. Чтобы правильно воспринять такую форму, необходимо не только подобрать два эталона, но и установить их взаимное положение в пространстве.[1].

раннее развитие детей, развитие дошкольника, игры для дошкольников, психолог воронцова, период сенсорного развития, расширение и усложнение видов деятельности ребенка

В периоде развития дошкольное детство происходит изменение внимания. Младший дошкольник интересуется предметом до тех пор, пока в поле зрения не появится новый предмет, который побуждает переключить внимание на него. К пяти-шести годам внимание становиться более сосредоточенным и устойчивым. Ребенок данного возраста более продолжительно и осознанно рассматривает картинки, внимательно слушает сказки. У детей этого возраста длительность игры может достигать двух часов. Это связано с тем, что детей старшего дошкольного возраста взрослые включают в разные новые виды деятельности и с помощью разных средств координируют внимание детей.

Это интересно:  Что такое патриотизм?

В данном возрастном периоде происходит расширение круга общения ребенка, усложнение его деятельности, что способствует постепенному росту словарного запаса и развитию речи. Словарь дошкольника, по сравнению с ребенком периода раннего детства, увеличивается почти втрое за счет различных частей речи и непосредственно зависит от условий жизни и воспитания.

Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений, которые будут полезны вашему ребенку в этот период.[2].

Упражнение «Пипетка»

Эта игра помогает развить координацию движений ребенка.

Вам понадобятся:
поднос,
пузырек,
пищевой краситель,
пипетка,
пустая коробка из-под красок,
губка,
кусок впитывающей бумаги.

Наполните пузырек водой и пищевым красителем. Разместите на подносе все материалы. Покажите ребенку, как нужно сжимать пипетку, чтобы жидкость наполнилась, а затем капните в каждую выемку в коробке из-под красок. Если вода вытекла за края, то ребенок может использовать губку или впитывающую бумагу.

раннее развитие детей, развитие дошкольника, игры для дошкольников, психолог воронцова, период сенсорного развития, расширение и усложнение видов деятельности ребенка

Упражнение «Шероховатое – гладкое»

Эта игра позволяет развить чувство осязания путем определения характерных материалов и предметов и научить ребенка выражать то, что он чувствует, прикасаясь к предметам различными частями тела: пальцами, руками, щекой.

Вам понадобится:
2 коробки из-под обуви,
предметы двух типов: гладкие (обрезки ткани или клеенки, небольшая плюшевая игрушка, ровный камень, клубок шерсти, каштан и т.д.) и шероховатые (кусок щетки ершика, металлический скребок, наждачная бумага, мешковина, кора дерева и т.д.),
корзинка,
2 этикетки.

Приклейте этикетку на каждую коробку, чтобы обозначить, где лежат шероховатые предметы, а где – гладкие. Положите в корзинку все собранные предметы. Вытаскивайте их один за другим.
Дети какое-то время наблюдают за предметами, трогают их. Затем предложите малышам распределить предметы по коробкам, руководствуясь своими ощущениями во время прикасания к ним: либо предмет приятный и гладкий, либо неприятный и шероховатый.

Это интересно:  Александр Васильев о своем делегировании. Часть 1

Упражнение «Соленое тесто»

Приготовление соленого теста позволяет почувствовать предметы, обращаться с ними и придавать им форму, оставлять следы.

Вам понадобится:
1 стакан мелкой поваренной соли,
2 стакана муки,
немного теплой воды,
столовая ложка подсолнечного масла,
салатница, прозрачная пленка.

Смешайте муку и соль в салатнице. Добавьте теплой воды и подсолнечного масла и продолжайте помешивать до получения однородной массы. Затем быстро заверните тесто в прозрачную пленку и оставьте его на час. Спустя час позовите ребенка и предложите ему отделить кусок теста для придания ему формы. Оставьте заготовки из теста на 12 часов. Затем разогрейте духовку до 100 градусов и запеките ваши изделия в течение 2 часов. После выпекания изделия можно разукрасить гуашью, акриловой краской или натуральными красителями.

раннее развитие детей, развитие дошкольника, игры для дошкольников, психолог воронцова, период сенсорного развития, расширение и усложнение видов деятельности ребенка

Текст: Воронцова Н. Н., психолог, член «Национальной родительской ассоциации» и Молодцова О. П., психолог, член «Национальной родительской ассоциации».

Фото: из свободных источников Интернет

Специально для CityGu.ru

Список использованных источников:

1. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2. Котт, Дельфина Жиль. Большая энциклопедия раннего развития Марии Монтессори. – М.: Из-во АСТ, 2016.

Комментарии закрыты.

« »