Новинка издательства INSPIRIA: «Риф». Алексей Поляринов.
О книге
Это история о психологии сект, тоталитарном мышлении и о том, как прошлое хранится и передается (или замалчивается) из поколения в поколение, что память можно использовать как оружие в собственных эгоистических целях, а можно – как ресурс для психологического исцеления и прощения.
«Я попытался сбежать, но ничего не вышло, меня схватили. И повели на риф. Риф для них был местом особым. Местом, где совершается насилие. Все дуэли и споры решались на рифе. У них в языке даже была фигура речи «уйти с рифа» – в зависимости от контекста это могло означать «вырасти, возмужать», но также «разрешить спор» и «покончить с кровопролитием». Как и любой храм, риф также был местом отправления религиозных обрядов, в том числе казней. На рифе убивали воров».
В романе параллельно развиваются три сюжетные линии, которые ближе к финалу сплетаются друг с другом в единое повествовательное полотно.
Первая посвящена Кире, живущей в городе Сулиме в Мурманской области. Когда в этот маленький город за Полярным кругом приезжает незнакомец с Большой земли, местные жители начинают тревожиться и волноваться. Приезжий Титов собирает информацию о рабочей демонстрации 2 июня 1962 года, которая закончилась страшной трагедией – расстрелом. При оказании сопротивления властям было убито 26 человек. Описанное отсылает читателей к Новочеркасскому расстрелу, сведения о котором были частично рассекречены лишь в 1980-х годах. Кира работает в архиве и начинает общаться с Титовым. Это знакомство приводит к ужасному разоблачению страшной тайны всего города, в том числе тайны матери Киры.
Вторая сюжетная линия разворачивается в девяностые годы в США. Ли, или Лили, Смит, дочь русских эмигрантов в третьем поколении, публикует в журнале статью «Искусство минимализма и религиозное откровение» о мистическом влиянии на нее инсталляции из четырехсот громоотводов «Поле молний» скульптора и композитора Уолтера де Мария. Благодаря этой публикации она получает приглашение прочитать лекцию от Юрия Гарина, профессора антропологии Миссурийского университета, вскоре переводится туда и становится его студенткой. Тесный круг учеников Гарина отдаленно напоминает культ. Вскоре Ли узнает, насколько опасен этот обаятельный профессор.
Третья сюжетная линия посвящена москвичке Тане, которая однажды в субботу приезжает проведать свою мать и ничего не находит в ее квартире. Ни мебели, ни ковров, ни люстр – только голые стены. Не ожидая помощи от полиции, Таня начинает собственное расследование и узнаёт, что мать ушла в секту «Чаща», расположенную где-то под Москвой. Собирая всё больше информации о сектах и о том, как туда попадают люди, Таня пытается вызволить мать из беды. Вполне очевидно, что закончиться это может лишь по одному сценарию: кто-то обязательно пострадает.
Сплетаясь воедино, истории трех девушек обрастают дополнительными неожиданными деталями и общими темами. Сложности детско-родительских отношений, желание или нежелание делиться с близкими своими воспоминаниями и переживаниями, перерабатывание травмы с помощью психотерапии или искусства – создания романа или документального фильма.
Чтобы написать «Риф», Алексей Поляринов изучил более двадцати книг о психологии сект и о том, как работает память и забвение. Среди списка использованной литературы можно найти работы Александра Эткинда, в том числе «Хлыст: секты, литература и революция», «Сектантство: возникновение и миграция», книги-интервью Харуки Мураками «Край обетованный», «Подземка» и «Helter Skelter: Правда о Чарли Мэнсоне» Винсента Буглиози.
В свойственной своему первому метароману «Центр тяжести» манере Поляринов в своем новом произведении вновь ловко смешивает жанры: саспенс, университетский роман, детективное расследование с вплетенными в сюжет детскими страшилками, мифами и легендами. В результате получается изысканная литературная головоломка, где каждая, даже проходящая, деталь может значить нечто важное.
Книга Алексея Поляринова «Риф» – удивительный самобытный роман о том, что прошлое нужно учиться не только добывать, но и уметь хранить. Желание забыть что-то травматичное – не выход. Вычеркнуть боль просто так не получится. Важно признавать, проживать и работать со своей памятью – личной или коллективной, понимая при этом, как распознать манипуляторов и абьюзеров, которые в собственных целях используют память людей как психологическое оружие.
Об авторе
Алексей Поляринов – литературный критик, писатель и переводчик. Свой метароман «Центр тяжести», за который получил приз читательских симпатий – премию «НОС», он считает дебютным, а написанный ранее «Пейзаж с падением Икара» предпочитает называть «нулевым».
Писал критические эссе для «Горького», «Афиши», «Pollen fanzine». Впоследствии все эссе были объединены в сборник и вышли одной книгой «Почти два килограмма слов». Известен также тем, что совместно с Сергеем Карповым перевел на русский язык шедевр американской литературы – сложнейший роман Дэвида Фостера Уоллеса «Бесконечная шутка». В 2020 году Алексей Поляринов назван одним из молодых и успешных «12 апостолов» в одноименном проекте Esquire.
Дата выхода книги: осень 2020 года.
Вам будет интересно
Мар 2024
«Эксмо» продолжает радовать читателей новыми выпусками уникального шоу «Что читать дальше», или ЧЧД-шоу. Каждый видеоподкаст – это новый взгляд на продвижение книг и чтения. ЧЧД-шоу собирает миллионы просмотров, и седьмой выпуск не станет ...
Мар 2024
29 марта 2024 года, впервые на русском, выйдет роман американского классика Генри Джеймса — «Другой дом». О тех, кто работал над текстом Над текстом Генри Джеймса работали Александра Горохова, Дарья Жирнова, Луиза Зарипова, ...
Мар 2024
Новая весна. Роберт Джордан Разгар Айильской войны. Айильцы впервые за многие годы пересекли Хребет Мира, отделяющий их родину от остальных стран континента. Цель вторжения — покарать короля Кайриэна за святотатство. У стен Тар ...
Мар 2024
Информируем о выходе новой книги: "Инструментарий хранения и анализа данных. Полное руководство по размерному моделированию". Автор Ральф Кимбалл, Марджи Росс. О книге Сегодня тысячи компаний собирают и сохраняют большие данные о поведении своих ...
Мар 2024
Информируем о выходе новой книги: "Почему жирафы не стали людьми и другие вопросы эволюции". Автор Станислав Дробышевский. О книге Человек и жираф – что вообще между ними общего? Как же получилось, что, стартовав ...
Мар 2024
С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. Мы продолжаем информировать о программах мероприятий различных издательств. 4 апреля 13:00 Пресс-клуб — «Люди в путешествии. Как общаться, ...