В Саратовском академическом театре драмы состоялась премьера спектакля «Ромео и Джульетта». В день премьеры, 23 января, зал был полон. Оправдались ли ожидания зрителей, пришедших, чтобы еще раз увидеть действительно бессмертную историю о двух влюбленных, чьи имена давно стали нарицательными, принесенных в жертву старой и давно потерявшей смысл вендетте двух «почтенных семейств»?

О спектакле

Предложенная режиссером-постановщиком Мариной Глуховской версия Шекспировской трагедии, безусловно, спорная. Сама идея наложения классического сюжета (и текста) на реалии нашего времени не нова – достаточно вспомнить фильм База Лурмана «Ромео и Джульетта», которому в нынешнем, 2016 году исполняется ровно двадцать лет, – так что говорить о «творческом эксперименте» вряд ли правомерно. Впрочем, любой акт творчества, по сути, всегда эксперимент.
Спектакль масштабен, пластичен, богат музыкой и множеством тонких, почти незаметных деталей, подчеркивающих атмосферу времени и места. А первое же появление главных героев – и Джульетты (студентка театрального института Екатерина Дудченко) с порывистыми, чуть угловатыми движениями, с милыми рыжими «хвостиками»; и Ромео (Максим Локтионов) в кедах и закатанных джинсах, – сразу заставляет вспомнить, что «Ромео и Джульетта» не просто история трагической любви. Это история любви двух подростков, по нашим современным меркам почти детей, с присущими им и их чувствам наивностью и максимализмом. И прекрасный дуэт Дудченко-Локтионов не позволяет забыть об этом ни на минуту. Говоря об актерской игре, достойной самых добрых слов, хотелось бы отдельно упомянуть Любовь Воробьеву и заслуженного артиста России Виктора Мамонова, чьи герои – няня Джульетты и отец Лоренцо – были удивительно «живыми»: ироничными, мудрыми, искренними.

О непопадании

Но, к сожалению, были в спектакле и моменты «непопадания». Разумеется, это вопрос зрительского восприятия и личного вкуса. Семейство Капулетти многочисленно и хорошо узнаваемо со всеми «чадами и домочадцами» и атрибутами благополучия, эдакие буржуа, где чинно прогуливаются (по крайней мере днем) девочки в школьных формах, где благовоспитанные мальчики на переменах занимаются спортом. А вот Монтекки… Как-то не очень удается выделить их на сцене, да и в этом обществе. Есть, конечно, сеньор и сеньора Монтекки, есть кузен Ромео Бенволио. Но противостояние двух «почтенных семейств», о котором говорил Шекспир, в спектакле больше напоминает противостояние «золотой молодежи» из благополучных семей и уличной банды. Собственно, рэп в исполнении «неформалов» из клана Капулетти это практически подтверждает. Уместна ли такая «социализация» сюжета? Как ни странно, ни актуальности, ни современности она пьесе не прибавляет. И вспомните – ведь смерть двух влюбленных детей, которых разлучила застарелая вражда их кланов, положила конец этой самой вражде. Иных причин, по которым Ромео и Джульетта не могли бы быть вместе, просто не было. Это была пусть невольная, неосознанная, но жертва. Чтобы наконец-то избавиться от лишенной здравого смысла ненависти, две семьи потеряли самое дорогое, что у них было, заплатили поистине страшную цену.

О финале

Несколько смазанным кажется и финал, лишенный последнего монолога Джульетты над телом Ромео. Екатерина Дудченко справилась великолепно – смех ее Джульетты, торопливо глотающей горсть таблеток, не просто истеричен, он по-настоящему безысходен, безнадежен. Но в итоге возникает какое-то чувство недоумения (нет, не по поводу таблеток, так кстати оказавшихся у Джульетты под рукой, при том, что отец Лоренцо сам приготовил и дал ей «зелье в склянке»), словно спектакль не окончен, а просто оборван, брошен.
Впрочем, сколько людей, столько и мнений. Актеров долго не отпускали со сцены – аплодисменты, цветы, подарки, крики «браво»… Значит, каким бы неоднозначным не было новое прочтение вечной классики, каждый из пришедших на спектакль нашел в нем что-то свое. Зрители не остались равнодушными – разве не это главное? И, может быть, девочка лет шестнадцати, перед началом спектакля спросившая в фойе у своих родителей: «А что это вообще такое?», придя домой захочет почитать Шекспира…

Текст: Елена Имбирева
Фото: Алексей Гуськов
Специально для CityGu.ru

Вам будет интересно

  • Магия Азии: книжная подборка с непревзойденной атмосферой Востока!

    Июн 2024

    Юань Цзай. Лавка паланкинов, 18+ Непревзойденный одиночный роман китайской писательницы Юань Цзай в жанре мистического фэнтези про загадочного господина Ду Вана и его волшебные «Паланкины Гуанцзи», способные воплотить в жизнь любое желание. Например, ...

    читать
  • Внимание: учитель Соня в классе! Сон Минсон

    Июн 2024

    Информируем о выходе новой книги: "Внимание: учитель Соня в классе!" Автор Сон Минсон. О книге Сон Минсон — опытный преподаватель и синхронный переводчик, с которой можно познакомиться на YouTube-канале «Учитель корейского, Соня» с ...

    читать
  • Квас: история и рецепт из черного хлеба

    Июн 2024

    Квас – это древний русский национальный напиток, который имеет богатую историю и пользуется популярностью среди многих людей по всему миру. Этот освежающий и ароматный напиток изначально был приготовлен на основе бродячего сусла из ...

    читать
  • Разнообразные книжные летние новинки

    Июн 2024

    Огонь. Лена Сокол Лев — пожарный, высокий татуированный красавец; его работа — спасать людей, рискуя собой. Ему не стоит привязываться ни к кому. Саша — молодая студентка, которой пришлось взять на себя слишком ...

    читать
  • Новости заключительного концерта Собиновского фестиваля

    Июн 2024

    На Новой сцене Саратовского академического театра оперы и балета при полном аншлаге Гала-концертом закрылся 37-й по счёту Собиновский музыкальный фестиваль. Министр культуры Саратовской области Наталья Щелканова в обращении к зрителям отметила уникальность этого ...

    читать
  • Мороженое в домашних условиях. Варианты основы и классический рецепт

    Июн 2024

    Лето – время, когда особенно хочется охладиться и насладиться вкусным мороженым. Домашнее мороженое – это отличный способ не только утолить жажду прохлады, но и порадовать себя и близких натуральным лакомством без добавок и ...

    читать