Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года

Собиновский фестиваль — начало!

Май 22 • PRO Искусство, В НОМЕР

Итак, праздник начался! Речь, конечно, идет об открытии очередного Собиновского фестиваля, завершающего сезон в театре оперы и балета.

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года

Традиционно в первый день фестиваля проходит концерт симфонической музыки, для которого выбираются редкие по красоте жемчужины из мировой музыкальной коллекции. Тема XXXII Собиновского фестиваля «Герои истории на музыкальной сцене» и подборка произведений для открытия так же была подчинена этой тематике – в программке зрители увидели имена Дмитрия Донского, Степана Разина, Петра I, Вильгельма Телля, Юлия Цезаря и даже римского трибуна Риенци.

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года
Собиновский фестиваль с полным правом можно назвать одним из культурных брендов Саратова. Были годы, когда казалось, что прекрасная традиция сошла на нет, но фестиваль неизменно возрождался и возвращался на сцену оперного театра еще ярче и интереснее, чем был. В 1999 году благодаря Юрию Леонидовичу Кочневу фестиваль приобрел новый формат, превратившись из чисто оперного в музыкальный. Традициями фестиваля являются симфонический концерт в день открытия, двухдневный конкурс вокалистов и большой заключительный концерт. Но, разумеется, самой главной традицией является высочайшее качество и уровень фестиваля.

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года
Для концерта-открытия были выбраны произведения, не только соответствующие теме фестиваля, но и имеющие собственную музыкально-историческую «изюминку». В программе концерта было шесть произведений:

► увертюра к опере «Дмитрий Донской» А. Рубинштейна,

► симфоническая поэма «Стенька Разин» А.Глазунова,

► кантата «В память 200-ой годовщины рождения Петра Великого» П. Чайковского,

► увертюра к опере «Вильгельм Телль» Дж. Россини,

► увертюра «Юлий Цезарь» Р. Шумана,

► увертюра к опере «Риенци. Последний трибун Рима» Р. Вагнера.

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года

И если, например, марш-галоп из увертюры Россини на слуху даже у тех, кто не является поклонником оперного искусства, то произведение Рубинштейна можно назвать достаточно редким, а кантату Чайковского – настоящим раритетом. Рукопись кантаты была утрачена и только в начале ХХ века была восстановлена по сохранившимся хоровым и оркестровым голосам. Кроме того, в советское время из произведения был исключен гимн «Боже, Царя храни», являющийся ее значимой частью, а сама кантата исполнялась на стихи С.Городецкого, а не Я. Полонского, как было изначально. Любители классической музыки, пришедшие в театр оперы и балета 21 мая смогли услышать полную оригинальную версию кантаты в исполнении хора и симфонического оркестра театра, солиста Ивана Подгороднева, а так же Губернского театра хоровой музыки под руководством Людмилы Лицовой.

Это интересно:  Музыка на все времена

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года
Опера «Дмитрий Донской» Рубинштейна – его первый музыкально-сценический опус. Всего же выдающийся музыкант и композитор создал тринадцать опер. Кстати, название оперы в свое время не устроило цензуру и его заменили на «Куликовскую битву».

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года
Исполнению симфонической поэмы «Стенька Разин» А. Глазунова предшествовало прочтение авторского текста, своего рода предысторию Стеньки Разина и его ватаги. Но даже не слыша заглавных слов, в музыке легко выделить изящную восточную тему персидской княжны и, словно в противовес ей, мощную, тяжелую, хорошо известную «Эй, ухнем».

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года
Увертюра Шумана «Юлий Цезарь» написана по знаменитой трагедии Шекспира. Это самостоятельное музыкальное произведение, входящее в цикл из трех программных увертюр (помимо «Юлия Цезаря» в него включены «Мессинская невеста» по трагедии Шиллера и «Герман и Доротея», вдохновленная стихотворением Гете).

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года
Опера «Риенци. Последний трибун Рима» принесла Рихарду Вагнеру мировую славу, но в России, несмотря на мощное, яркое, характерное звучание вагнеровской музыки, ее ставили крайне редко: в 1879 и 1923 годах. Последняя на сегодня российская постановка оперы, повествующей о жизни возглавившего восстание плебеев и создавшего республику в Риме Колы ди Риенцо, была осуществлена в Саратовском театре оперы и балета в 2013 году.

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года
Международный музыкальный Собиновский фестиваль стартовал и впереди у ценителей классического музыкального искусства еще несколько дней, когда они смогут насладиться классической оперой, современным балетом, прекрасным вокалом и мастерством его участников.

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года

Открытие 32-го Собиновского музыкального фестиваля в Саратове в 2019 года

Текст: Елена Имбирева

Фото: Наталья Поккине

Специально для CityGu.ru

Комментарии закрыты.

« »