В самом конце декабря в Саратовском ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Настоящие бумажные вещи Т. Гримса» по книге Юлии Мнижек. Премьеру ждали — спектакль появился не вдруг. В начале 2024 года эскиз «Бумажных вещей…» стал лучшим на режиссерской лаборатории «Планшет» по мнению «взрослого» жюри, и разделил статус лучшего с эскизом «Василиссы» по мнению жюри детского.

Однако премьера спектакля вызвала очень неоднозначную реакцию. Настолько неоднозначную, что некоторые СМИ торопливо присвоили ей звание «скандальной». Ну, скандал — не скандал, но ТЮЗ принял решение о срочном изменении предновогоднего репертуара. Что, кстати, вызвало еще одну волну неудовольствия — на сей раз от зрителей, которые «Настоящие бумажные вещи…» как раз хотели посмотреть. Ходили даже слухи о том, что едва родившийся спектакль вообще будет списан. Но, правда, эти слухи не оправдались — спектакль уже включен в февральскую афишу ТЮЗа. И это хорошо, потому что нельзя отнимать у зрителя право иметь свое мнение и возможность самому познакомиться с тем, что ему интересно.

Сейчас, пожалуй, самое время поговорить о новом спектакле спокойно — споры вокруг премьеры подутихли, эмоции подостыли.

Ошибка почти по Чехову

Есть такая версия, что провалу премьеры чеховской «Чайки» в Москве немало поспособствовало то, что Антон Павлович назвал свою пьесу комедией. И зрители шли на комедию — в классическом, общепринятом понимании этого слова. То есть ожидание не совпало с реальностью. Чуть позже в Петербурге «Чайка» была принята «на ура». Может, дело в другой публике, может — в другом исполнении, вот только на тогдашних афишах «Чайка» значится уже как драма. Всего-то одно слово…

Примерно это, собственно, и случилось с «Настоящими бумажными вещами Т. Гримса» — ожидания зрителей не совпали с реальностью. И очень сильно не совпали —  премьера-то состоялась 22 декабря 2024 года, за неделю до Нового Года и начала школьных новогодних каникул. В это время мы ждем не просто хороших спектаклей, мы ждем сказки, праздника, волшебства, чуда. И желательно с Дедом Морозом и Снегурочкой. Сказка, волшебство и чудо в «Бумажных вещах…», конечно, присутствуют, но явно не те, которые способствуют созданию праздничной атмосферы. Руководство ТЮЗа признало, что время для премьеры было выбрано неудачно, что ввело зрителей в заблуждение. Не будем лукавить, если зритель на счет спектакля заблуждался, то прилепленная к «Бумажным вещам…» новогодняя интермедия явно это заблуждение поддерживала. Однако умение признавать, а главное, исправлять свои ошибки достойно уважения. Интермедия, кстати, была хорошая. Яркая такая, веселая, с забавными домовятами и очаровательной Снегурочкой. После неё проскакивающие в монологах Как бы птиц «кладбища», «надгробия» и «птичьи кости» воспринимаются как-то особенно настораживающе, несмотря на оптимистичный тон актеров.

О чем?

«Настоящие бумажные вещи Т. Гримса» — это история взросления, умения принимать потери, в том числе смерть близких. Но история очень иносказательная. Теобальдус Гримс, весьма уважаемый и необходимый в городе человек и отец юного Тристана, внезапно исчезает из своей комнаты. Только странная крылатая тень мелькнула. Тристан отправляется на поиски отца. И находит его, но только для того, чтобы узнать, что папа никогда больше не вернется. Однако в этом путешествии Тристан не только встречает много странного и непонятного,  не только находит новых друзей (тоже во многом довольно странных), но и, главное, находит самого себя, из неуверенного и вяловатого мальчишки превращаясь в мастера настоящих бумажных вещей, так нужного жителям города, в Т. Гримса, где «Т» значит уже не Теобальдус, а Тристан. Все странности и несуразности, с которыми он сталкивается, Тристан принимает как данность, как факт. Если кот заявляет ему, что за работу проводником ему требуется заплатить печеньем, что ж, Тристан только принимает к сведению, что ему необходимо иметь при себе «несъедаемый запас» печенья. Если он узнает, что сегодня день, когда с неба падают разные нужные вещи, он пойдет на поле в надежде поймать губную гармошку в виде жабы, о которой давно мечтал. Мир предлагает свои условия — что ж, живем в этих условиях, а то, что они совершенно невероятные, интересно, но ничего не меняет. Так же ведут себя, к примеру, Алиса, попавшая в Страну чудес, или Бильбо Бэггинс, когда в его дом внезапно нагрянули гномы.

Только однажды Тристан пытается поспорить с обстоятельствами — он приложил немало усилий, чтобы попасть на Обратную сторону всего и найти отца. И теперь он не готов принять то, что Теобальдус не вернется обратно. Пусть даже отцу здесь хорошо и весело, пусть даже он стал новым Главным магистром, потому что старый «однажды кончился». Но… Это именно тот случай, когда спорить бесполезно. С Обратной стороны всего Тристан вернется один. Вернется, потому что его время остаться там еще не пришло. Вернется, потому что его ждут. Ждут друзья, которых он встретил в пути, ждет дома хозяйка библиотеки мадам Пашкаль, ждут жители города, которым очень нужен новый мастер настоящих бумажных вещей.

Для кого?

Изначально возрастной ценз спектакля был обозначен как «6+». Чисто технически тут возразить нечего —  спектакль не содержит недопустимых сцен или информации (кому интересно, посмотрите ФЗ  от 01.09.2012 г.  ««О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Но одно дело книга, другое — спектакль. Театр абсурда — не то, что безусловно будет понятно каждому ребенку такого возраста. Язык спектакля, выразительные средства, иносказательность  — полноте, годится ли это для младших школьников? Видимо, у режиссера Екатерины Костеневской тоже возникали определенные сомнения, ведь ближе к концу спектакля Теобальдус прямым текстом говорит Тристану: «Тебе придется воскреснуть из мертвых!». Тут уж никаких, даже самых прозрачных иносказаний. Судя по всему, сомнения эти оказались обоснованными — в февральской афише ТЮЗа «Настоящие бумажные вещи Т. Гримса» идут уже с возрастным ограничением «12+». В любом случае родителям стоит понимать, что этот спектакль с ребенком надо обсуждать, не ограничиваясь дежурной фразой: «А кто тебе больше всех понравился?», потому что он сложный.

О спектакле

В таланте и профессионализме творческого коллектива ТЮЗа сомнений не возникает. Спектакль «Настоящие бумажные вещи Т. Гримса» исключением не стал. Свет (Александр Рязанцев), хореография (Алексей Кривега), анимация (Дмитрий Мартынов) — все на высоте! Актеры по-моему, сделали даже больше, чем могли. Пытаться выделить кого-то из актерского ансамбля особо — дело неблагодарное. Это действительно тот случай, когда артисты — все, все, без исключения! — выложились «по полной».  Очаровательно-неловкая девочка-гномик Люсиль (Ирина Протасова); фея Фантасма (Светлана Лаврентьева) — сочетание взрослой мудрости и совершенно детской хулиганистости; убедительно-суровая Мышь (Михаил Селиванов)… Тристан в исполнении Артема Яксанова великолепен! Сцена, где Тристан делает перья, чтобы заплатить ими Двери за вход на Обратную сторону всего, действительно «пробивает». Тристан просто преображается на глазах! А момент, когда он знакомится с Люсиль и как-то сразу выпрямляется, делая почти незаметный (совершенно случайно, ага!) шажок, чтобы оказаться рядом с девочкой — ну очаровательно же!

Мышь по сравнению со своим литературным прототипом претерпела серьезнейшие изменения. Это уже даже не Мышь, это — Мыш! Немногословный, слегка бандитского вида (даже с кастетом периодически, так, чтоб не расслаблялись), этакий телохранитель семьи гномов, взявший на себя полную ответственность за них, главным образом за Люсиль, а заодно и за всех, кого признал их друзьями.

Общая «картинка» спектакля, от костюмов до декораций, выглядит органично — в меру реалистично, в меру абсурдно, лаконично, но не скупо. Книги, смятая постель, столик и чайник в доме Тристана — как островок надежности, более реальный, чем все остальное, место, куда всегда можно вернуться.

Но с все-таки с постановкой, на мой взгляд, не все безоблачно. Лично мне, как зрителю, не хватило каких-то акцентов,  что ли. Тристан в Ущелье по дороге к Двери лишается всех своих спутников — они по одному остаются с Тенями. Метафорически, последний шаг Тристан должен сделать только сам, один, и никто, даже верная крошка Люсиль или могущественная Фантасма, не могут ему в этом помочь. Только он сам может принять уход отца и свое взросление. Но весь этот эпизод с постепенной потерей друзей проходит как-то ровно, без единой зацепки. Их исчезновение вообще кто-то, включая Тристана, заметил, как-то на него отреагировал? Ну да, что-то там есть насчет того, что Фантасма о них позаботится, но… Друзьям что-то угрожает? Например, навсегда остаться в Ущелье? Тени просто уводят их, потому что так надо, или это опасная сила, которой трудно противостоять? Кстати, спутники Тристана не очень-то и напрягаются, пошли с ним, потом нашли кого-то (каждый свою Тень) поинтереснее. Воля ваша, но как-то это слишком… ровно, пресно.

Такая же «ровность» и в эпизоде, где Тристан наконец-то находит отца, ставшего Главным Магистром. Можно понять, что ушедшим (в данном случае ушедшему) на Обратную сторону всего там хорошо и наша жизнь их уже не особо волнует, по крайней мере, не настолько, чтобы возвращаться.  Да, Теобальдусу весело, он сам признается, что ему трудно удержаться, чтобы не танцевать, но… Но все-таки отец встречает своего юного сына в царстве мертвых… Неужели настолько все равно? Неужели родительская и сыновняя любовь настолько мало значат? Нет, этот эпизод почти полностью соответствует литературному первоисточнику, но ведь одни и те же слова можно сказать по-разному. Я не считаю, что эту сцену надо превращать в трагедию, это не соответствует общему стилю постановки, но это ведь очень важный, практически ключевой эпизод — и снова абсолютно ровный. Впрочем, повторюсь, это исключительно мое личное зрительское мнение.

Комета, тетушка Карла… В книге я их помню, а вот в спектакле (в программке они есть) — либо не помню, либо их действительно не было. И в том, и в другом случае это странно…

Вообще есть ощущение, что Екатерина Костеневская работала в условиях жесточайшего цейтнота и просто не успела «довести» спектакль. При этом общая «картинка» прорисована вполне четко, взаимопонимание с артистами достигнуто. Что ж, книга Мнижек  — материал для переноса на сцену сложный, а поговорить с детьми о серьезных, очень серьезных вещах, таких, как поиск своего места в мире, неизбежность потерь и умение их принимать, одиночество, непохожесть на других, принятие самого себя, — задача и того сложнее. Время есть — «Настоящие бумажные вещи Т. Гримса» еще не раз появятся на сцене ТЮЗа и наверняка найдут «своего» зрителя.

Ах, да! Добавлю еще немного интриги. Пойдете на спектакль, непременно посмотрите на последнюю страницу программки. Только очень внимательно!

Текст: Елена Имбирева

Фото: Александр Шибко

Вам будет интересно

  • Книжные новинки для детей и подростков

    Дек 2024

    В мире детской литературы скрыты бесконечные возможности для воображения и творчества. Книги способны не только развивать мышление и обогащать словарный запас, но и переносить юных читателей в удивительные миры, полные приключений и волшебства. ...

  • Отзыв на книгу Кати Качур «Любимчик Эпохи»

    Дек 2024

    Книга Кати Качур «Любимчик Эпохи» привлекает внимание читателей своим необычным сюжетом и яркими персонажами. В мире литературы, где часто встречаются стереотипные истории, автор умело создает уникальную атмосферу, заставляющую задуматься о глубинных аспектах человеческой ...

  • Рецепты для медленного приготовления: как использовать slow cooker

    Дек 2024

    Медленное приготовление пищи становится все более популярным среди любителей домашней кухни. Это не только удобно, но и позволяет сохранить все полезные вещества в продуктах. В этой статье расскажем поподробнее про Slow cooker, поделимся ...

  • Вдова Клико. Первая леди шампанского. Ребекки Розенберг

    Дек 2024

    Информируем о выходе новой книги: "Вдова Клико. Первая леди шампанского". Автор Ребекки Розенберг. О книге Книги выходят в серии «Документальный fiction», особенностью которой является сочетание фактологической основы и великолепного литературного языка с минимальными ...

  • Про премьеру в ТЮЗ, которую выбрали сами зрители, «Настоящие бумажные вещи Т. Гримса» (6+)

    Дек 2024

    22 декабря 2024 года на Большой сцене Саратовского ТЮЗа зрители смогут стать свидетелями долгожданной премьеры спектакля «Настоящие бумажные вещи Т. Гримса» (6+), который обещает стать настоящим украшением театрального сезона. Режиссером постановки выступает талантливая ...

  • Идеальные драники из картофеля. Рецепт

    Дек 2024

    Драники — это одно из самых популярных блюд из картофеля в славянской кухне. Хрустящие снаружи и мягкие внутри, они могут стать отличным гарниром или самостоятельным блюдом. В этой статье шеф-повар делится секретами приготовления ...