Гармония древних: III Международный органный фестиваль глазами Светланы Бережной

Гармония древних: III Международный органный фестиваль глазами Светланы Бережной

Мар 1 • Активная жизнь, В НОМЕР, Не очень светские новости

Тайнами органной звукописи с петербуржцами поделились органисты со всего мира, а о закулисье фестиваля читателям CityGu.ru рассказала талантливая российская органистка Светлана Бережная

Основную тему III Международного органного фестиваля в этом году в Мариинке определили как авторские переложения для уникального инструмента. Послушать «музыку богов» в Концертный зал Мариинского театра сходил и наш специальный корреспондент.

Среди мастеров, знающих тонкие струны и тайные вибрации старинного музыкального инструмента музыканты из России, Голландии, Франции, Англии, Шотландии.
Открыл фестиваль британец Томас Троттер, органист Бирмингем-сити и церкви Святой Маргариты Вестминстерского аббатства. Он исполнил на сцене Концертного зала произведения Баха, Листа, Мендельсона и английского композитора XX века Герберта Хауэллса. Кстати, первое появление органа в культурной жизни греков датируется третьим веком до нашей эры, так что органу, как музыкальному инструменту, почти две с половиной тысяч лет!

Виртуоз, феноменальный органист из шотландского Глазго, Кевин Бойер привез в Северную Венецию премьеру: «Мнемоническую сюиту» (2012) Дэвида Лидла — произведение, сочиненное на основе восьми псалмовых тонов.

Лауреат многочисленных органных конкурсов в Канаде и Франции, выпускник Парижской консерватории,  Венсан Дюбуа в Санкт-Петербург прибыл впервые. С собой для петербургской публики он привез переложения французских композиторов: Франка, Видора, Дюруфле, Дюпре, Дюбуа и Эскеша.

Впервые на сцене Концертного зала Мариинского театра выступил и голландец Бен ван Оостен, органист старшего поколения, специалист по французской музыке, автор книги о Шарле Мари Видоре, чью Пятую симфонию он исполнил 3 ноября.

Произведения Шостаковича, Прокофьева, Рахманинова и Хачатуряна, а также музыка французских композиторов на сцене зала прозвучала в исполнении российской органистки Светланы Бережной.

«Специально для фестиваля в Мариинке я написала новые транскрипции: Прокофьев Прелюдии и Мимолетности, Рахманинов «Музыкальный момент» и «Вокализ» — это были премьеры. Я люблю менять взгляд публики, да и свой взгляд на произведение, на образ композитора, переосмысливая то или иное сочинение, — рассказала она корреспонденту Citygu.ru. — Можно откровенно сказать, что инструмент в Мариинке — это лучший орган России и один из самых выдающихся опусов мирового органостроения. Одним из инициаторов установки органа в этом зале был Олег Киняев, прекрасный интерпретатор и высокопрофессиональный музыкант. В разное время на нем музицировали и органист-философ Рубина Абдуллина, и знаменитый филигранной техникой Даниила Процюк. Эти музыканты имели петербургские «музыкантские» корни, как и я, и каждый из них играл здесь свои транскрипции для органа, демонстрируя публике собственный взгляд на тембральную регистровую окраску инструмента в музыке различных стран».

О мере ответственности выступления на фестиваля в Мариинке не в последнюю очередь свидетельствует интенсивность подготовки органистов к нему. Так, некоторым пришлось провести у инструмента всю ночь.

«Репетицию для регистровки и переложений накануне концерта в Мариинке-3 я в этот раз окончила в полчетвертого утра, более шести часов без перерыва, — поделилась секретом репетиций Светлана Бережная. — В обычном режиме это занимает 3-4 часа. Просто мера ответственности и заявка программы была очень серьезна, хотелось как можно ярче и совершенней проиллюстрировать разницу стилей музыки двух стран Франции и России».

Завершил фестиваль французский композитор и органист, штатный сотрудник храма Сент-Этьен-дю-Мон Тьерри Эскеш. Вместе с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева он исполнил органный концерт Франсиса Пуленка.

Изысканная музыка француза, исполненная на сравнительно редком и экзотичном для России инструменте едва ли сделает понятней для большинства россиян глубокую медитацию католиков или произведет культурный переворот во взаимопонимании различных стран (в Европе, отмечают участники фестиваля, орган — часть церковной службы. И от одного до другого инструмента — максимум один квартал, в отличие от России), однако благодаря фестивалю, проводимому в Мариинке, – оставит открытой для всех желающих возможность приобщиться к гулким и глубоким истокам Великого Звука и Вселенской Гармонии.

Текст: Елена Велигжанина специально для CityGu.ru из Санкт-Петербурга

« »