Он снимал в России, он снимал в Америке, он даже уходил подальше от цивилизации в горы, но, к нашему счастью, вернулся и сегодня он снимает в Саратове. 15 лет работы режиссёра и клипмейкера…

Сейчас у него собственное реалити-шоу, киношкола, планы на книгу и цель — киностудия мирового, а потом и межгалактического масштаба. «А кто это?!» — спросите вы. Владимир (Светозар) Маслаков, для которого нет ни «хорошо», ни «плохо». Для него всё есть опыт.

Владимир, в социальных сетях вы упомянули «тягу», проснувшуюся в вас в подростковом возрасте к кино. Что вас вдохновило? Расскажите подробнее о вашем становлении на путь кинотворчества.

В детстве меня вдохновляли голливудские фильмы. Я помню бегал в видеопрокат за VHS кассетами, уже точно не помню сколько они стояли: рубль или меньше. Я смотрел всё на чём выросли люди в девяностых: Рэмбо, фильмы со Шварценеггером, с Брюсом Ли.

Светозар Маслаков

На своей странице в «ВКонтакте» вы написали, что в 2006 году поехали в США посмотреть на «американскую мечту», а какова на тот момент была ваша «американская мечта»?

У меня не было американской мечты. Я поехал в туда с целью увидеть людей, производящих фильмы, которые прогремели на весь мир. Мне было интересно посмотреть, как всё это создается и прикоснуться к этому лично. Там не всё так сладко, как кажется, и всё из-за того, что мы видим только сливки, только самые лучшие фильмы и они действительно красочны и прекрасны. В самой Америке огромное количество ширпотреба и ужасных фильмов низкого качества, на этом даже развита целая индустрия. Там все горят желанием стать режиссёрами и кинопродюсерами. В любой деревеньке обязательно есть режиссёр-кинопродюсер, который что-то там продвигает и хочет добиться той самой американской мечты — заработать миллионы на кинопроизводстве. И разница с Россией только в том, что у них ширпотреб — это ширпотреб, а у нас он проявляется как что-то высшего качества. Тоже самое там и с шоу-бизнесом.

В Америке, мне удалось самое важное — попрактиковаться. Я снимал клип для афроамериканцев. Они не такие большие звезды, но сам факт того, что в самом центре Нью-Йорка, на Манхеттене, я в судии снимал клипы. Да и для самих афроамериканцев было интересно посмотреть, потому я, грубо говоря, был один белый на площадке. И я их обучал как танцевать хип-хоп, как вести себя перед камерой.

Светозар Маслаков

Для вас ощутима разница работы с иностранцами в англоязычной стране и работа с нашими исполнителями и актерами.

Вообще, да. американский народ отличается от нашего. Везде разные люди, но в общем, можно сказать, что у нас забитый народ, то есть звезды у нас забитые — они боятся чего-то делать, да к тому же они и не умеют многого. Там тоже многие ничего не умеют, например, на фортепиано играть, и всё же они более открыты к тому, чтобы работать.

Вроде бы, что-то продвигается, мол страна у нас мощная, с другой стороны нас так унижают. Вот смотришь на детей, они поначалу все открытые, а потом как в школу пойдут, вырастут и сразу начинают чего-то бояться.

Но я не говорю, что это плохо. Для меня нет ни «хорошо», ни «плохо». Для меня всё есть опыт.

Светозар Маслаков

Продолжая тему нашего разговора. Вы увидели всю американскую кухню и, я так понимаю, вы знаете русскую кухню изнутри. Почему у них ширпотреб никуда не продвигается, а у нас наоборот — всё начинает двигаться на экраны и люди поднимают огромное состояние?

В основе своей, все режиссёры обучаются на каком-то ширпотребе. И Анжелина Джоли снималась в ужасных, серых фильмах, но она двигалась вперед. Так же и остальные актеры, они постоянно куда-то запрыгивают. В Америке пробиваются самые трудолюбивые, харизматичные и талантливые люди. А в России толи этих людей нет, а может, спиваются.

Приведу пример, моя должность режиссёра в России не оплачивается так, как Америке. Если в долларах сравнивать работу здесь — это тысяча долларов за мой труд за месяц работы. Там же я получу десять тысяч за такой же срок.

Вот одна из вещей, которой я занимался: просто держал камеру, приходил вовремя и в общем ответственно относился к работе. По сути, я ничего не делал, получая за это где-то двести долларов.

Из этого вытекает резонный вопрос, не сочтите его агрессивным. Почему вы решили вернуться обратно в Россию?

На тот момент, я просто был дурак. С другой стороны, я понимаю свой выбор. В любой момент могу взять и уехать. В то время у меня возникли вопросы к самому себе: почему я в горы уходил, почему у меня много проколов, почему я делал много творческих проектов и они у меня проваливались? Из-за того, что я творческая личность и у меня голова, как у многих творцов ключом бьют фантазии, которые тебя уводят то влево, то вправо, то вперед, то назад. Есть такое выражение: «Есть время разбрасывать камни, есть время собирать камни». Я подумал, что мне пора собирать камни. А для того, чтобы собрать, нужно всё, что я делаю доделывать, а уже это должно мне приносить результаты.

Вы работали на Манхеттене, что вас больше всего поразило, находясь там?

Там есть грязь, Манхеттен славится своей чистотой и грязью в одном лице. Идешь по улице, голову повернул, а там мусор валяется, но всё быстро убирают. Америка очень интересная страна, там грандиозная смесь стилей, народов и энергий.

Проект Production House

В итоге вы сейчас в Саратове и, как я понимаю, основной проект это Production House? Сколько у вас вообще по Саратову проектов?

Production House — это реалити-шоу, которое отражает всю мою деятельность и всё с чем я связан. Я люблю всегда заниматься разными проектами, за одним проектом мне скучно.

Я создал модельное агентство для того, чтобы были красивые девушки, которые могли ходить по подиуму так, как от них требуется в определённый момент. И, естественно, были обучены актерскому мастерству.

Сама киностудия, где снимаются клипы. У меня несколько проектов по сериалам, которые рассчитаны на разные телеканалы, и они должны потихонечку прибавлять в весе, набирать инвесторов, актеров. Также я готовлю фильм.

А сейчас какой хотите снять? Может быть на книгу?

Нет, я хочу делать собственные проекты по собственным идеям. Один из фильмов называется «Аренда снов», который я подготавливаю.

Светозар Маслаков

Если смотреть по клипам, то у вас сейчас идет работа с Братьями Гримм?

Медленно всё продвигается, потому что нет финансовых вложений, к тому же мне нужно развивать студию и другие проекты тоже. Уже подготавливаем к полёту летающие объекты, на которых будут актеры рассекать по невиданной планете зомби. Мы придумали мир, типажи героев, разработали костюмы, грим. Тем не менее, мы торопиться особо не будем, сроков у клипа нет. Надеюсь, что мы в этом году его сделаем.

С кем вы ещё из наших звезд работали, именно в формате клипов?

Да пока что мало с кем. Ну вот с Братьями Гримм мы просто сдружились, потому что я уже ему клип снял. В принципе, сейчас всё начинается с этими звёздами. Я просто так знаком с Бьянкой, с Нюшей, Иванушки International. Но это не так, что я дружу или работал с ними.

А какова основная цель этого реалити-шоу?

Построить киностудию мирового уровня, в Саратове, чтобы она работала на весь мир. Сейчас первостепенная задача — это вдарить на всю Россию. Второй шаг — это вдарить на весь мир.

Сложно ли в Саратове найти талантливых людей или просто усердных?

Усердных людей очень мало, их почти нет. Мне тоже иногда бывает плевать на всё, но я знаю, что я могу включить усердие, а могу выключить. Саратов славится серостью. Как только здесь человек какой-то появляется более-менее усердный, он уезжает в Москву работать, потому что там высокий заработок. Например, КВНэнщики, которые пробиваются, что им тут делать? Все уезжают.

В современном российском кинематографе сложилась до боли печальная ситуация: из 10 фильмов в лучшем случае может быть 2-3 стоящих, плюс большинство из этих фильмов снимаются одними и теми же режиссерами. У них сложился такой костяк хороших друзей, которые, если что, могут вывести неугодного их интересам режиссёра из игры. Вы встречались с этим?

Я встречаюсь с тем, что там просто некому работать. У нас нет профессионалов, поэтому единицы и снимают. На режиссера, который снял удачны фильм, продюсеры кинокомпаний нападут моментально и разорвут его в клочья, чтобы он на них работал. У нас нет правильных киношкол. В том смысле, что у нас нет правильного кино-обучения, оно вырезано в девяностых еще. Некому обучать и всё продюсеры мощные и именитые об этом говорят. Вот было советское кино, там умели снимать. Оттуда даже «Голливуд» слизывал постановку света, работу актёров, режиссёров, они реально учились у нас. Потом они нас обогнали. А у нас всё прекратилось, всё старые художники не прошли в новое кино. И всё сломалось, вся система сломалось.

Продолжая тему Production House, у вас команда непрофессионалов. Это люди, которые пришли и ничего не умели, либо у них были какие-то начальные знания. Почему было решение собрать именно таких людей, а не профессионалов?

Во-первых, это интересно для шоу. Если бы были профессионалы. то сразу же понятно, что они снимут клип и всё, там всё просто и понятно. Лично у меня некий вызов и я не знаю почему он сидит у меня в голове. Я почему-то горю желанием работать с таким персоналом, который обучаю.

У многих режиссеров есть своя фишка. Например, Кубрик добивался симметрии, определяя перспективу в одну точку. Квентин использует план «снизу». Эдгар Райт не отказывает себе в удовольствии показывать рутину в динамичном монтаже. Есть ли у вас своя фишка?

У каждого режиссёра есть своё видение, которое он переносит на экран. Каждый по-своему смотрит на этот мир. Свою фишку я не могу как-то конкретно описать, но если посмотреть на все мои работы, то можно сказать, что это снимал Светозар.

Светозар Маслаков

Почему «Светозар»?

Я придумывал название для киностудии. И пришло такое название, так как я работаю со светом и озарением. А потом как-то я понял или почувствовал, что на самом деле это вообще мое имя. Меня так должны звать. Спросил у природы разрешение, природа одобрила, так и взял себе это имя как творческий псевдоним.

Что для вас идеальный проект?

Идеальный проект, когда всего хватает на всё. И когда ты совершаешь этот проект — он удаётся, даже лучше, чем ты задумывал.

Вы думали о создании собственной книги посвященной режиссёрскому мастерству?

Да, это у меня стоит в планах. В России нет книг по обучению кинопроизводству и у меня задумка: сначала выпустить брошюры с моих мастер-классов. Потому что я обучаю людей по стране, то есть меня приглашают на мастер-классы. И после брошюры написать книгу, как снимать кино в российских реалиях.

Светозар Маслаков

Какой ваш самый любимый полнометражный фильм? И в дополнение: какой ваш самый любимый режиссёр, на которого вы ровняетесь?

Тогда начну с конца. На меня большое влияние оказали Тарантино, Гай Ричи, Люк Бессон, немного Родригес только из-за того, что большую часть работы на съёмочной площадке он выполняет сам. Я даже пытался ему подражать и вышло не очень. Я советую всем творцам никогда так не делать и создавать всё по честному, от себя.

А фильмы, которые на меня повлияли… Когда я начинал свою карьеру, то на меня сильно повлиял «Подземный Мир» — именно картинка запала в душу, также повлияли «Карты, Деньги, Два Ствола» и «Криминальное Чтиво», «Пятый Элемент». И они все по-разному на меня повлияли.  Потом все эти режиссёры сдулись, так всегда бывает.

Режиссёр это одна из самых нервных профессий. Если что-то упустишь из виду, то рушится вся картинка. Как вы справляетесь со стрессом?

Практикуюсь в контроле и развитии самого себя. Когда я сам себя меняю — весь мир вокруг меня меняется. Неважно каким количеством человек ты руководишь, важно, как ты руководишь собой. Можно послать кого-то нафиг. Ну послал ты, а дальше что? Это не работает так, если ты там себя пошлёшь, причём очень крепко. Всё всегда в тебе. Если я не буду держать себя в ежовых рукавицах, то всё сразу же идет наперекосяк. Как только у меня перчинка появляется, сразу же всех построил, в том числе и себя. Дело в том, что каждый человек — центр своей вселенной.

Ваш путь становления как режиссёра уже закончен или ещё продолжается?

Он будет закончен, когда я умру. И то я не могу полностью ответить на этот вопрос, я не проверил ещё. Вот проверю, тогда и скажу. Мне кажется, что путь нельзя закончить в принципе. Можно лечь на диван сказать: «Всё, я не могу» и лежать дальше. Возможно, это только передышка, как у меня было в горах. Где я полгода прожил, проходил, провалялся. Всё равно это была некая пауза. Как только человек останавливается, он умирает.

Вы сказали, что уходили в горы. Вы просто взяли рюкзак и ушли? Какая главная мысль дошла до вас в горах?

Взял вещи необходимые для выживания, телефон, кстати, туда не входил. Иногда мы спускались в ближайшую деревеньку поколоть дрова, чтобы заработать 100-300 рублей и купить на неё кашу или пряники.

Сразу как ушёл в гору у меня появился страх: сейчас набегут медведи, волки или ещё кто-нибудь. Видел следы и думал – сейчас нападёт и сожрёт. Помню, ходил постоянно с ножом. А потом понял, что всем там плевать на тебя. Волки как ходили по своим делам, так и ходят. От этого стало легче. Можно жить везде хоть в Америке, хоть в России, хоть в горах.

Можете дать пару советов людям, которые хотят заниматься режиссурой?

Сначала нужно что-то сделать. Надо снять какое-то произведение короткометражное, с этого начинают все режиссёры. Либо начинать работать на компанию и вариться там, познавать всё на практике. Самое важное начало у режиссёра — это съёмки собственного произведения, лучше всего короткометражного фильма, на котором сразу понятно насколько человек дышит этой идеей. Все режиссёры показываются на деле. Никакие регалии, грамоты, медали…Ничто не говорят о режиссёре, так как его работа.

Текст: Андрей Лямин

Фото: из архивов Светозар Маслаков

Специально для CityGu.ru

Вам будет интересно

  • Про концертную программу «Мир один на всех»

    Апр 2024

    3 апреля 2024 года во Дворце культуры «Россия» состоялась  концертная программа «Мир один на всех», посвященная Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма. Это мероприятие стало символом глубокого взаимопонимания, единения и бесконечной поддержки ...

    читать
  • Марафон неклассической классики

    Апр 2024

    Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю. П. Киселева объявляет в апреле «Марафон неклассической классики»: его участниками станут те зрители, кто придет на 2 или 3 показа из специального апрельского списка спектаклей. Победителей ...

    читать
  • Апрельские книжные новинки

    Апр 2024

    Весенний месяц богат на капризы природы и разнообразные книжные новинки! От мрачных детективов, до милых романтических историй! Расскажем о некоторых из них. Красная карма. Жан-Кристоф Гранже Париж, 1968 год: студенческие бунты, рабочие забастовки, ...

    читать
  • Non/fiction№Весна. Программа мероприятий издательства “Азбука-Аттикус»

    Апр 2024

    С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. Делимся информацией ещё о серии мероприятии в рамках ярмарки. 4 апреля 17:15 Круглый стол “К юбилею Кира Булычёва” ...

    читать
  • Областной библиотеке для детей и юношества им. А.С. Пушкина 29 марта исполнилось 105 лет!

    Апр 2024

    Сотрудники библиотеки отмечают, что многим поколениям саратовских читателей Пушкинка стала добрым другом на всю жизнь. Здесь начинается крепкая и теплая дружба с книгами, сюда приходят классом или группой на интересную беседу, встречу с ...

    читать
  • Отзыв на книгу «Трилогия о Зельбе», автор книги Бернхард Шлинк

    Мар 2024

    Не зря книга Бернхарда Шлинке "Трилогия о Зельбе" входит в серию "Большой роман". И это связано не только с объемом издания, но и с тремя частями одной истории про работавшего прокурором во время ...

    читать