Как это ни грустно, но театральный сезон заканчивается. Впрочем, для саратовской публики это не столь досадно, потому что под конец сезона театры дарят им самый большой театральный праздник — премьеры. Один такой подарок сделали нашим театралам студенты третьего курса театрального института (мастерская заслуженного артиста РФ И.М. Баголея) и Саратовский ТЮЗ, на большой сцене которого 13 мая состоялся первый показ спектакля «Таланты и поклонники» по пьесе А.Н. Островского.

Немного о пьесе

Первая постановка комедии Островского «Таланты и поклонники» состоялась в Москве, в Малом театре, 20 декабря 1881 года — через две недели после того, как автор ее закончил! Первый актерский ансамбль, представивший публике новую пьесу Островского, был поистине легендарным – достаточно сказать, что это был бенефис заслуженного артиста императорских театров Николая Музиля, а роль Негиной сыграла Мария Ермолова.

С тех пор пьеса выдержала бессчетное количество постановок, как в именитых столичных театрах, так и на «провинциальных» сценах. И это лучше всего свидетельствует о том, что за почти 142 года пьеса ничуть не утратила своей актуальности. Да, отношение к актерской профессии в обществе изменилось коренным образом. Да, современным женщинам не приходится, как былинному богатырю у камня на перекрестке, реешать, по какой дороге отправиться в жизнь: «честная бедность», «замужество» и «содержанка». Меняются времена, меняется общество, меняются возможности, но чувства – чувства все те же. Однако с персонажами почти полуторавековой давности роднит нас, нынешних, не только это. И с выбором, пусть не таким жестким (хотя, как знать…), в самых разных сферах, от карьеры до личной жизни, мы сталкиваемся постоянно. Потому и держит в напряжении зрителя «незамысловатая» история о талантливой актрисе и ее поклонниках – истинных и фальшивых; поклонниках таланта и поклонниках собственных прихотей.

О постановке

«Таланты и поклонники» на Большой сцене Саратовского ТЮЗа

Невероятно радует, что спектакль «Таланты и поклонники» поставлен во вполне традиционном, классическом стиле, без излишних экспериментов. Эта пьеса понятна современному зрителю «как она есть» и не требует дополнительного «перевода». Разумеется, язык, речевые обороты сильно отличаются от современного разговорного, но мелодика языка Островского настолько органична, что воспринимается легко, как песня. Бережное отношение к литературному первоисточнику особенно важно еще и потому, что, как показывают наблюдения, для очень многих зрителей спектакль становится первым знакомством с классическим литературным произведением (речь не о современном образовании, среди таких зрителей есть представители разных поколений).

Однако спектакль не повторяет пьесу «до последней запятой» — при сохранении сюжетной линии, языкового своеобразия и авторской идеи в нем оказалось достаточно места для фантазии и творчества. Так, помимо квартирки Негиной, где в пьесе разворачиваются почти все события (за исключением финала на вокзале), в спектакле появляется еще одно место действия – театр, сцена, зрительный зал. И там, на сцене, — не только эпизоды спектаклей, там идут репетиции. Негина – талант «от бога» («Да ведь твоя дочь талант, она рождена для сцены» — говорит Нароков Домне Пантелеевне). Но что значит талант без желания его совершенствовать, без каждодневной работы? И Александра работает — репетирует, внимательно выслушивает репетитора, повторяет снова и снова. Это лишь один из моментов постановки, не связанный напрямую с текстом пьесы, но как органично он вписывается в идею повествования!

Тем, кто читал пьесу, Негина представляется драматической актрисой. И с князем Дулебовым они говорят о пьесах, и позже Александра жалуется, что Мигаев перед бенефисом «Назначает «Фру-фру» со Смельской» (а это французская пьеса 1869 года). Но в спектакле в исполнении Негиной (Милана Делавер) мы видим прекрасную классическую хореографию и слышим «Колыбельную» Петра Ильича Чайковского. То есть талант актрисы не преподносится, как непреложный факт, — зрители могут буквально убедиться в нем сами. Получается такой многослойный «театр в театре», что усиливает ощущение реализма всей истории, разворачивающейся на сцене.

Хотелось бы еще сказать о неожиданном и очень эмоциональном финале – танце Александры в смыкающемся кругу мужчин-«поклонников», но… Описывать танец словами – дело абсолютно неблагодарное, а уж такой танец – тем более. Это надо просто видеть – такая разрывающаяся душа…

Конечно, это не все «изюминки» постановки. Их в спектакле много и ни одна из них не грешит против первоисточника, дополняя, усиливая, подчеркивая, но не оттягивая внимание на себя.

Такие «маленькие» роли

«Таланты и поклонники» на Большой сцене Саратовского ТЮЗа

Конечно, в первую очередь смотрят на главных героев. Но наблюдать за персонажами не основными (не хочу я писать «второго плана», нет таких), доставляют, право же, не меньше удовольствия.

Матрена (Елена Сидорова) за весь спектакль говорит буквально один раз, да и то о самоваре. Но ее взгляд, ее поза, ее мимика, когда Бакин (Никита Никулин) пытается дать ей весьма сомнительное поручение! А уж о ее выходе на пустую темную сцену и говорить нечего – это, конечно, смешно, но насколько же красноречиво и трогательно!

Репетитор танцев (Константин Федотов) – персонаж и вовсе бессловесный. В пьесе его вообще нет. Но в спектакле он создает какое-то особое пространство, придает ему наполненность. Он убедителен «от и до» – и когда что-то обсуждает после репетиции с Негиной, и когда получает буквально исподтишка гонорар от Мигаева. И совершенно бесподобен момент, когда Мигаев объявляет, что не намерен продлять контракт с Негиной. Репетитор вскакивает с места, словно подброшенный пружиной, и молча оглядывается на окружающих. Кажется, что слышишь его мысли: «Как так? Господа, я, наверное, плохо понимаю по-русски. Негину? Лучшую актрису, мою гордость?!»

Вася (Дан Петровский)… Конечно, роль у него позаметнее, чем у Матрены или репетитора, но все же он не из числа центральных персонажей. Вот он появляется с «уважаемыми людьми». Сначала, вроде бы, поддерживает разговор, улыбается… Но вот речь заходит о конфликте Дулебова с Негиной и реплики становятся сдержаннее, а улыбка замирает на «стадии вежливости». «Молодому купчику», как охарактеризовал его Островский, может, и лестно быть в одной компании с представителями «высшего общества», но… что-то тут не так, как-то неловко и неприятно. Зато с какой готовностью он отвечает на просьбу Негиной сообщить в афишах, что она выступает в последний раз: «Мы и без афиш везде разблаговестим!» Словно сию секунду готов бежать и «благовестить». Научил ли его Громилов (Данил Шушлебин) или сам он чутьем понимает, что «это благородно», что это возможность хоть как-то поддержать Негину? Конечно, он купец и выгоду свою блюдет. Но когда он с Великатовым (Григорий Дубровский) договаривается о выкупе бенефиса Негиной, сколько энтузиазма и возбуждения в его интонациях! Выгода выгодой, но такое чувство, будто у него камень с души упал, будто так он отмывается от того, что слышал разговоры Дулебова и Бакина. И от этого ему радостно, очень радостно. И не отказывает он себе в удовольствии сказать Мигаеву: «Ну, Гаврило Петрович, закрывай лавочку! Как Александра Николавна уедет, тебе больше не торговать! Баста! Калачом в театр не заманишь. Так ты и ожидай!»

Совсем чуть-чуть об артистах

«Таланты и поклонники» на Большой сцене Саратовского ТЮЗа

Точнее, о будущих артистах. Хотя, пожалуй, никаких скидок на то, что в спектакле играют третьекурсники, молодые ребята, даже в голову не приходит делать. Почему «совсем чуть-чуть»? Потому что разбор актерской игры лучше оставить мастеру, режиссеру. А у нас, зрителей, главный критерий прост. Мы либо верим происходящему, либо нет. Я этим ребятам поверила. Они были искренни, убедительны и органичны.

Князь Дулебов (Эдуард Мошкин), пожалуй, помоложе своего литературного двойника (и это тоже придает убедительности образу), вальяжен, безупречно одет и внешне не вызывает явного неприятия. Омерзителен не контраст «барина старого типа, пожилого человека» (у Островского он охарактеризован именно так) и молодой красивой девушки, которой он, не смущаясь, делает непристойное предложение, а безапелляционность, с которой неглупый, в общем-то, и внешне отнюдь не отталкивающий человек, покупает понравившуюся вещь, даже не задумываясь о возможности отказа (а вещь-то, оказывается, живой человек, с чувством собственного достоинства, с собственными мыслями и чувствами!).

Мигаев (Никита Есин) подобострастен, прекрасно понимает «правила игры» и в равной мере не желает и ссориться с «уважаемыми людьми», и упускать свою выгоду. Здесь очень легко уйти в утрированность, показать антрепренера мелким подхалимом, абсолютным слизнем. Спасибо, что этот тонкий баланс был найден и соблюден — Мигаев остался человеком. Мягко говоря, очень неприятным, но все же человеком, а не карикатурой.

Смельская (Дарья Парфентьева) явно искренне расположена к Негиной и видит в ней подругу, а не соперницу. А ведь так и ждешь здесь хоть капельку яда, спрятанную за внешней добротой! И от того, что этой капельки так и не находится, обеим героиням веришь и сочувствуешь еще больше. Нина постарше, поопытнее, поциничнее (что ж, жизнь такая!), но по отношению к Александре не проскальзывает даже нотки высокомерия или попытки поучить ее «правильной жизни».

Нет, сказать хоть несколько слов о всех не получится – для каждого героя нашлась своя «живинка», то, что делает образ убедительным, настоящим.

Ребята, спасибо, вы молодцы!

Текст: Елена Имбирева

Фото: Армен Осипян

Специально для CityGu.ru

Вам будет интересно

  • Премьера в ТЮЗ – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

    Мар 2024

    23 марта 2024 года в Саратовском ТЮЗе состоится премьера спектакля «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Новая постановка станет представлена как подарок для всех саратовцев к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича ...

    читать
  • Кулинарные книжные новинки: азиатская кухня, книги для записи рецептов

    Мар 2024

    Рецепты для отаку! Приготовьте то, что видели в любимых аниме Внутри — 41 рецепт, который поможет попробовать блюда и напитки из аниме в реальной жизни. Страницы красочно оформлены в мультяшном стиле — здесь ...

    читать
  • Новинки серии «СОЗВЕЗДИЕ. Вяжем с лучшими мастерами страны»

    Мар 2024

    Вязание уже давно перешло из разряда ремесла в разряд творчества. Вяжут не только женщины, но и мужчины, молодые люди и даже подростки, ведь это всем доступный способ реализовать свой потенциал и создать уникальные ...

    читать
  • Речфлот. Алексей Иванов

    Фев 2024

    Информируем о выходе новой книги: "Речфлот". Автор Алексей Иванов. О книге Книга «Речфлот: История речного флота Российской империи и Советского Союза» послужила исторической основой романа Алексея Иванова «Бронепароходы» и продолжает серию документальных книг ...

    читать
  • Котлеты с сыром. Рецепт

    Фев 2024

    Можно сделать куриные котлеты с сыром, такая начинка придаст пикантности и яркого вкуса этому блюду. Чтобы ее приготовить, понадобится следующие ингредиенты. 300 гр куриного фарша; 1 репчатый лук; 3 зубчика чеснока; зелень по ...

    читать
  • Вторая выставка военкора Владимира Аносова «Донбасс»

    Фев 2024

    На экспозиции будут представлены 40 снимков, сделанных в зоне СВО: на передовой, а также в Мариуполе, Донецке, Лисичанске, Волновахе, Луганске. Фотоэкспозиция «Донбасс» — это специальный проект «Российской газеты». Творчество Владимира Аносова — порой ...

    читать