театр абсурда, театральные традиции, ощущение безысходности, играет с формой, искусство ставит парадокс, перед зрителем, оказаться в центре сценического действия

Театр абсурда

Фев 20 • PRO Искусство • 4096 Просмотров • Комментарии к записи Театр абсурда отключены

Не нравитсяСлабоНормальноХорошоОтлично! (Голосуй!)

Театр абсурда заявил о себе в середине двадцатого века бунтарскими пьесами. Их авторы не признавали театральных традиций. Кстати, вторая Мировая сыграла свою роль в их ощущение безысходности старого искусства и мира. Несколько слов о тех первых нашумевших пьесах.

«В ожидании Годо»

Беккет своей пьесой выводит на сцену нескольких безвольных героев. Они только и делают, что ждут загадочного Годо. Намёк на человеческую жизнь, где люди всё ждут чего-то, но ничего не меняют. Между прочим, она признана влиятельнейшим произведением (на английском языке) в драматургии двадцатого века.

театр абсурда, театральные традиции, ощущение безысходности, играет с формой, искусство ставит парадокс, перед зрителем, оказаться в центре сценического действия

Пьеса «Елизавета Бам» Хармса больше похожа на сон. Пространство здесь то расширяется, то сужается, а персонажи играют то одну роль, то другую. Даже мама героини может в другой сцене стать мамой кого-то ещё.

Ионеско представляет зрителям пьесу «Лысая певица». Здесь основное внимание к протесту против логики. Даже часы могут пробить «ноль раз». На сцене создаётся особый мир, похожий на «зазеркалье». Сами персонажи, как часто их современники, не индивидуальны, лишены характера, яркости. К слову, лысая певица так и не появляется.

Многие считают всё современное искусство абсурдом. А всё потому, что искусство, например, изобразительное отходит от понятия «похожести». Так и в театре – события, показанные со сцены, не всегда можно узнать. Но если и можно, то они перемешаны. Они кажутся сном, бредом, абсурдом…

театр абсурда, театральные традиции, ощущение безысходности, играет с формой, искусство ставит парадокс, перед зрителем, оказаться в центре сценического действия

С другой стороны, изобрели ведь фотоаппарат и видеокамеру. Зачем показывать в точности то, что и так можно увидеть? На кадрах хроники, например. Художники стараются раскрыть сны. Театр отходит от привычной формы, а показывает внутренний мир – бессознательное.

Театр абсурда играет с формой. Место действия сцена? Необязательно! Действие может происходить в зрительном зале. Актёры (без специального грима и костюмов) могут неожиданно оказаться среди зрителей. Включаются экраны на сцене, видеоряд помогает раскрыть идею пьесы.

театр абсурда, театральные традиции, ощущение безысходности, играет с формой, искусство ставит парадокс, перед зрителем, оказаться в центре сценического действия

Часто современное искусство ставит парадокс перед зрителем, бросает ему вызов… Но и приглашает принять участие в «игре». Раньше сцена была запретна для зрителя, он оставался с другой стороны истории. Теперь зритель вполне может оказаться в центре сценического действия. В нынешних спектаклях обычно не делают выводов, нет навязанной морали, поэтому зритель сам должен ответить себе, что хорошо, а что плохо. Считать ли всё абсурдом или постараться почувствовать?

театр абсурда, театральные традиции, ощущение безысходности, играет с формой, искусство ставит парадокс, перед зрителем, оказаться в центре сценического действия

Текст: Наталья Огольцова
Фото: свободные источники Интернет
Специально для CityGu.ru

« »