Театр абсурда заявил о себе в середине двадцатого века бунтарскими пьесами. Их авторы не признавали театральных традиций. Кстати, вторая Мировая сыграла свою роль в их ощущение безысходности старого искусства и мира. Несколько слов о тех первых нашумевших пьесах.
«В ожидании Годо»
Беккет своей пьесой выводит на сцену нескольких безвольных героев. Они только и делают, что ждут загадочного Годо. Намёк на человеческую жизнь, где люди всё ждут чего-то, но ничего не меняют. Между прочим, она признана влиятельнейшим произведением (на английском языке) в драматургии двадцатого века.
Пьеса «Елизавета Бам» Хармса больше похожа на сон. Пространство здесь то расширяется, то сужается, а персонажи играют то одну роль, то другую. Даже мама героини может в другой сцене стать мамой кого-то ещё.
Ионеско представляет зрителям пьесу «Лысая певица». Здесь основное внимание к протесту против логики. Даже часы могут пробить «ноль раз». На сцене создаётся особый мир, похожий на «зазеркалье». Сами персонажи, как часто их современники, не индивидуальны, лишены характера, яркости. К слову, лысая певица так и не появляется.
Многие считают всё современное искусство абсурдом. А всё потому, что искусство, например, изобразительное отходит от понятия «похожести». Так и в театре – события, показанные со сцены, не всегда можно узнать. Но если и можно, то они перемешаны. Они кажутся сном, бредом, абсурдом…
С другой стороны, изобрели ведь фотоаппарат и видеокамеру. Зачем показывать в точности то, что и так можно увидеть? На кадрах хроники, например. Художники стараются раскрыть сны. Театр отходит от привычной формы, а показывает внутренний мир – бессознательное.
Театр абсурда играет с формой. Место действия сцена? Необязательно! Действие может происходить в зрительном зале. Актёры (без специального грима и костюмов) могут неожиданно оказаться среди зрителей. Включаются экраны на сцене, видеоряд помогает раскрыть идею пьесы.
Часто современное искусство ставит парадокс перед зрителем, бросает ему вызов… Но и приглашает принять участие в «игре». Раньше сцена была запретна для зрителя, он оставался с другой стороны истории. Теперь зритель вполне может оказаться в центре сценического действия. В нынешних спектаклях обычно не делают выводов, нет навязанной морали, поэтому зритель сам должен ответить себе, что хорошо, а что плохо. Считать ли всё абсурдом или постараться почувствовать?
Текст: Наталья Огольцова
Фото: свободные источники Интернет
Специально для CityGu.ru
Вам будет интересно
Окт 2023
17 октября 2023 гола на сцене Саратовского театра кукол прошло торжественное открытие, которое дало старт I Межрегиональному фестивалю театров кукол «Формат К». Зрители увидели специальную театральную программу, подготовленную артистами Саратовского театра кукол. Они ...
Окт 2023
Спектакль «Белая уточка» Театра кукол С.В. Образцова открыл Первый межрегиональный фестиваль театров кукол для подростков и взрослых «Формат К». Зрители увидели его 17 октября 2023 года, сразу после церемонии открытия. Самый, пожалуй, известный ...
Окт 2023
В Саратовском театре драмы для детей и молодежи «Версия» 15 октября состоялся юбилейный творческий вечер артиста Юрия Лапшина. Вообще-то юбилей у Юрия Егоровича был еще в апреле. Но театральная жизнь вносит свои коррективы, ...
Окт 2023
О том, что Саратовский ТЮЗ – уникальное явление и в нашей, и в зарубежной театральной жизни, сказано много… Первый и старейший в мире профессиональный театр для детей в этом году открыл свой 105-й ...
Окт 2023
Дорогие читатели, информируем вам, что 4 октября 2023 года в Саратовском академическом театре юного зрителя имени Юрия Петровича Киселева на Большой сцене состоится юбилейный вечер, посвященный 105-летию театра. О вечере Вечер будет посвящен ...
Сен 2023
6 и 7 октября 2023 года состоятся первые показы спектакля "Полина ищет па" в театре "Версия". Пьеса Екатерины Тимофеевой. О пьесе Когда-то Полина спрашивала про папу, но сейчас ей уже тринадцать, и она ...