театр, лекция, метод станиславского, Татьяна Рузымуратова, театр грани, режиссер, актер, о Станиславском, история современного театра

С чего начинается театр?

Авг 25 • Активная жизнь, В НОМЕР • 3389 Просмотров • Комментарии к записи С чего начинается театр? отключены

Не нравитсяСлабоНормальноХорошоОтлично! (Голосуй!)

В ответ на этот вопрос всякий скажет: «С вешалки!» И будет прав по-своему. Да, для зрителя театр начинается с вешалки. А для режиссера? А для актера? И с чего вообще начался театр – такой, каким знаем его мы сейчас?

Об истории становления театра решили рассказать педагоги театральной мастерской «Грани» в цикле лекций, который так и называется «История театра от вешалки до сцены».

Первая лекция состоялась в центре «Пионер» 13 августа. В роли лектора выступила актриса театра «Грани» и педагог одноименной театральной мастерской Татьяна Рузымуратова. А рассказывала она о Станиславском. Конечно, стоило бы сказать, что речь шла о знаменитой системе Станиславского, но в том-то и дело, что система стала логичным продолжением, частью всей жизни Константина Сергеевича. И понять, что это такое, можно, только зная, как рос, как влюблялся в театр, как сживался с ним сам Станиславский. Как сказала в конце лекции Татьяна Рузымуратова: «Нас часто спрашивают, почему мы на курсах обучаем по Михаилу Чехову, а не по Станиславскому. Да потому что по системе Станиславского обучиться за какое-то время нельзя. По ней можно только жить». И у тех, кто побывал на лекции, это вопросов не вызывает.

Было интересно. Действительно очень интересно. Словно жизнь Константина Сергеевича Станиславского плавно перетекала в историю становления современного театра, с извечным методом проб и ошибок, с вопросами, которыми раньше никто не задавался и на которые надо было искать ответы все теми же самыми пробами и ошибками… Сделать театр более удобным для актера – с хорошо освещенными и отапливаемыми гримерками – разве не естественно? Сейчас – да. А тогда Станиславский был чуть ли не первым, кому это пришло в голову. И еще много, очень много таких, казалось бы, обыкновенных вещей делалось впервые. Постоянная труппа, профессиональные актеры, отход от клишированных поз и мизансцен – обо всем этом надо было задуматься, воплотить в жизнь и отстоять. Знакомство и сотрудничество с Немировичем-Данченко, абсолютно новый подход к театру – от обустройства помещения до режиссуры, буквально «от вешалки до сцены»…Но стоит ли пересказывать саму лекцию?

театр, лекция, метод станиславского, Татьяна Рузымуратова, театр грани, режиссер, актер, о Станиславском, история современного театра

Что еще удалось донести Татьяне до слушателей – это то, что Станиславский ничего не придумывал, сидя за письменным столом и теоретизируя. Все принципы, легшие в основу того, что мы сейчас называем системой Станиславского, вышли из опыта, из постоянных наблюдений и работы над собой. Это бывает трудно делать даже в течение пяти минут, а Станиславский не то, чтобы посвятил этому жизнь, – он просто так жил, семь дней в неделю, двадцать четыре часа в сутки. Кстати, слушатели лекции на собственном опыте могли проверить, насколько «легко» концентрировать внимание, быть наблюдательным, сосредотачиваться на работе собственного тела – Татьяна предложила пришедшим несколько «несложных» упражнений на эти темы. Пожалуй, для многих из сидевших в зале, это стало маленьким открытием – открытием самого себя.

Идея сделать такой цикл лекций зрела уже давно, – рассказала Татьяна Рузымуратова после лекции. – Мы что-то даем на курсах, пытаемся что-то привязать к упражнениям, но этого мало. А хочется же рассказать обо всем, чтобы знали, чтобы понимали по-настоящему. И вот, наконец-то, это осуществляется.

Первая лекция прошла так, как вы задумывали?

По-моему, зал был очень теплый. Я боялась, что у меня мало материала, что его не хватит на лекцию. А когда начала рассказывать, оказалось, что много, что это уже лекции на него не хватает. Мне кажется, всем, кто пришел сегодня, было интересно. Общение получилось, живо, тепло.

Что ж, первая ласточка, то есть первая лекция явно удалась. Почти полный зал – еще одно доказательство того, что идея цикла театральных лекция более чем удачна и своевременна. Ждем продолжения!

Кстати, вторая лекция запланирована на 30 августа и посвящена она будет Михаилу Чехову и его системе.

Текст и фото: Елена Имбирева
Специально для CityGu.ru

« »