Театральный марафон – Саратов принимает эстафету

Май 27 • PRO Искусство, В НОМЕР

Год Театра ознаменовался еще одним, явно славным и полезным новшеством – Всероссийским театральным марафоном. Наряду с программой «Большие гастроли» марафон позволит публике разных регионов познакомиться с живым творчеством разных театров России, а актерам – с творчеством своих коллег. Это особенно актуально для так называемых «провинциальных» театров, спектакли которых не имеют телеверсий, демонстрирующихся на центральных каналах ТВ, а таких в нашей стране большинство. Не секрет, что организовать полномасштабные «дальние» гастроли своими силами многие театры и рады бы, да не в состоянии – дело это весьма затратное, особенно когда речь идет о больших труппах и масштабных костюмных спектаклях с большим количеством декораций. Так что информационная, организационная и финансовая поддержка, которую получают театры в рамках федеральных гастрольных проектов оказывается как нельзя кстати. Ну а для зрителей разных регионов страны – это настоящий праздник. Ведь далеко не во всех даже крупных городах представлены театры разных жанров. Обо всем этом, наряду с другими темами, говорилось на пресс-конференции, предшествовавшей церемонии передаче символа Марафона Саратову.

О марафоне и его символе

Всероссийский театральный марафон – это крупный федеральный проект, который охватывает 85 городов из восьми федеральных округов России. Стартовал он 18 января во Владивостоке, а финишировать должен 15 ноября в Санкт-Петербурге, вернувшись в культурную столицу России и самой западной точки своего маршрута, Калининграда.

На протяжении всего пути Марафон будет сопровождать его символ – зеркальная статуэтка в форме греческого амфитеатра со стилизованной «разлиновкой» зрительских мест с одной стороны и гербами всех регионов, в которых марафон совершит остановки, с другой. В основании «амфитеатра» — изображение традиционного символа театра, смеющейся и плачущей масок, воплощение комедии и трагедии, в обрамлении лаврового венка. А еще символ напоминает раскрытый веер, что так же напоминает о Театре (именно так, с большой буквы), как о чем-то значимом, торжественном, что никогда не станет обыденным. Разработал символ марафона народный художник РФ, академик Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РФ и Премии Правительства РФ скульптор Андрей Ковальчук.

Символ передается театру города, выступающего «принимающей стороной» и продолжающего гастрольный марафон, отправляясь вместе с ним в следующий город.

О пресс-конференции

Пресс-конференция состоялась в музее Саратовского ТЮЗа 25 мая. В ней приняли участие:

от «принимающей стороны» — Владимир Александрович Баркетов, заместитель министра культуры Саратовской области; Владимир Владимирович Петренко, директор Саратовского академического театра драмы им. И.А. Слонова; Заслуженный артист России Игорь Михайлович Баголей, директор Саратовского ТЮЗа им. Ю.П. Киселева; Алексей Николаевич Комаров, директор Саратовского академического театра оперы и балета;

от «передающей стороны» — Владимир Викторович Карпов, ВРИО министра культуры и туризма Пензенской области и заслуженный артист России Сергей Владимирович Казаков, художественный руководитель Пензенского областного драматического театра им. А.В. Луначарского;

Это интересно:  Отзыв о книге "Мир Гарри Поттера. Неофициальный гид коллекционер"

а так же Наталия Евгеньевна Афанасьева, куратор гастрольных проектов Федерального центра поддержки гастрольной деятельности.

Ощущение праздника к этому моменту уже окутало ТЮЗ так, что войти в театр, не зацепив частичку этого приподнятого настроения было просто невозможно. А участники пресс-конференции – это люди, связанные общим делом не только «по долгу службы». Возможно поэтому в музее ТЮЗа сразу же возникла очень теплая и искренняя атмосфера, несмотря на строгую официальность события.

В самом начале конференции В.А. Баркетов отметил уникальность Саратовской области в плане театрального развития. У нас зародились и успешно проводятся несколько фестивалей, в том числе «Уроки Табакова», который, будем надеяться, так же станет традиционным). В области действует 11 театров разных жанров (это не считая самодеятельных и коммерческих). Особенно важно то, что продолжает жить наш Театральный институт, ведь по всей стране ВУЗов этой направленности становится все меньше.

Далее слово перешло к Пензе. В.В. Карпов рассказал, что их город эстафету театрального марафона от Чувашского театра оперы и балета и для пензенской публики это было очень интересное и важное событие, так как своего театра этого жанра в городе нет. Говоря о передаче эстафеты Саратову Владимир Викторович отметил, что театральная жизнь двух наших городов давно и тесно связана. Достаточно сказать, что 80% труппы пензенского театра – это выпускники Саратовского театрального института (такая осведомленность ВРИО министра культуры и туризма производит приятное впечатление).

О сильной саратовской театральной школе не мог не сказать и Сергей Казаков – сам выпускник мастерской народной артистки РФ Риммы Ивановны Беляковой (саратовцы, следившие за фестивалем «Мы были первыми», наверняка помнят его мастер-класс). Сергей Владимирович рассказал о спектаклях, которые привез Пензенский драматический театр в Саратов. Это «визитная карточка» театра, спектакль «Ромео и Джульетта», который идет на пензенской сцене уже четверть века; детский музыкальный спектакль «Приключения Бонифация» по мотивам сказки Милоша Мацуорека и спектакль «Хорошая» по пьесе Ольги Михайловой и Елены Исаевой. Эта пьеса была отобрана в рамках долгосрочного проекта «Из-под пера». Идея проекта принадлежит самому С.В. Казакову, а направлен он на поиск современного, свежего и, что важно, качественного во всех отношениях литературного материала для новых постановок.

Очень горячо и заинтересованно говорила о театральном марафоне Наталия Евгеньевна Афанасьева. Она рассказала о пути марафона, с явной любовью представила журналистам переходящий символ марафона. Если вдуматься, это действительно потрясающе — статуэтка в форме греческого амфитеатра с гербами всех регионов пройдет через всю страну, по всем регионам, и в каждом будет заряжаться энергетикой театров, зрителей, творчества. «Представьте, сколько энергии в нем будет к финалу марафона!». Это на самом деле мощно, это магия театра, магия искусства. И значение таких «сквозных» гастролей переоценить так же трудно, как, например, путь Олимпийского огня.

Это интересно:  Людмила Сидорович «Мы дарим романтику в мире жесткой прагматики…»

Саратовский ТЮЗ на своей сцене принимает эстафету марафона, а вот дальше ее продолжит Саратовский театр оперы и балета – они повезут в Оренбург три (фактически четыре) балета: классический «Ромео и Джульетта», детский «Чипполино» и два одноактных балета, объединенные в один вечер, «Шопениана» и «Кармен-сюита». Об этом рассказал директор театра оперы и балета А.Н. Комаров. Он отметил, что такие масштабные гастроли вне федерального проекта вряд ли могли бы состояться, ведь «выезд» даже одного балетного спектакля, особенно классической постановки, – это большое количество актеров, декораций и костюмов, что для собственного бюджета театра весьма затратно.

Церемония передачи

После пресс-конференции, в полдень, на площади перед зданием ТЮЗа, состоялась церемония торжественной передачи символа театрального марафона Саратову.

Задолго до ее начала на площади начали собираться люди. Солнечная погода; знаменитый фонтан, выбрасывающий свои струи в такт звучащей музыке, напоминающий фонтаны-сюрпризы Петергофа и так полюбившийся детворе за возможность пробегать по нему, стараясь не попасть в каскад внезапно выросших водяных арок; живой оркестр на ступенях ТЮЗа – все это заранее обеспечило радостное, праздничное настроение.

Ведущим был артист Саратовского ТЮЗа Артем Кузин. Во время церемонии выступление оркестра сопровождалось «живыми картинами» — за спинами музыкантов, на верхних ступенях лестницы периодически раздвигался занавес и зрители видели стилизованные сцены-пантомимы, символизирующие разные театральные жанры. В одной из заключительных сцен принял участие и символ марафона (пока еще «принадлежащий» Пензе) – актеры выстроились «лестницей», на вершину которой подняли сияющую статуэтку. А далее зеркальный «амфитеатр» перешел со сцены в реальность – ВРИО министра культуры и туризма Пензенской области В.В. Карпов торжественно передал его заместителю министра культуры Саратовской области В.А. Баркетову. Символично, что в числе выступающих были и два художественных руководителя театров Пензы и Саратова: Сергей Владимирович Казаков и Юрий Петрович Ошеров.

После передачи символ Марафона был выставлен в Музее ТЮЗа, где он пробудет до того, как ему пора будет отправляться дальше. До тех пор любой зритель может посмотреть на главный театральный символ этого года и даже сфотографироваться с ним, так же, как и на ярких, красочных фотозонах, устроенных ведущими театрами города и области в помещении ТЮЗа.

Всероссийский театральный марафон – новое и, безусловно, интересное начинание, одинаково важное как для театров разных городов, так и для зрителей. А потому будем надеяться, что Марафон не ограничится только годом театра и станет традиционным, но от этого не менее ярким событием в театральной жизни страны.

Текст и фото: Елена Имбирева, специально для CityGu.ru

Комментарии закрыты.

« »