Theodor Bastard, Федор Сволочь и Саратов

Theodor Bastard

Окт 15 • PRO Музыку, В НОМЕР

Остался месяц до концерта группы Theodor Bastard в Саратове.  Theodor Bastard знаменита своим удивительным исполнением песен в лице вокалистки Яны Вевы (она же является и автором многих текстов) и основателем группы Фёдором (Сволочь). Альбомы официально изданы в пяти странах:  России, Германии, Турции, Мексике и Аргентине. И конечно же, нельзя обойти вниманием разнообразие музыкальных инструментов, используемых для исполнения композиций. Все эти нюансы, можно найти в Википедии, но любопытные сотрудники портала CityGu.ru все же задали интересующие вопросы основателю Theodor Bastard – Федору. 

Theodor Bastard

Часть песен в репертуаре ТВ есть и на русском языке, всё равно жанрово скорее творчество группы можно отнести к так называемому стилю «world music», «этно-электронике» и т.п. Соответственно вопрос: насколько творчество группы может быть востребовано за пределами России (знаем, что частенько группа выступает). И вообще, насколько верна мысль, что такое сочетание «стандартные приемы + местный этнический колорит» — это потенциально наиболее востребованная экспортная музыка?

ФЕДОР: Думаю, у любой оригинальной музыки есть шанс в Европе. Когда мы начинали нас признали сначала в Германии и Бельгии, наши альбомы вышли в Турции и Мексике, даже в Америке, а потом нами уже заинтересовались в России. На тот момент, когда мы дали первые большие концерты в России, в Европе мы имели туры по 15 городов на протяжении нескольких лет. Можно сказать, что заграничная известность дала нам в России шанс. Но по сути, это неправильно. Почему–то часто мы не ценим то, что имеем рядом. И это большая проблема.

Насчет формулы успеха. Её нет. Могу сказать только одно: в музыке должна быть оригинальность, самостоятельная мысль. Странно допустим в Британию везти брит-поп из России или панк-рок из Украины? А некоторые группы так и делают. Мне кажется, что интересней изобретать что-то своё и «новоё» или обращаться к традиции своего народа и соседних ему. Если мы живем в России, то обращаемся к русской музыке прежде всего — как и корневой народной, так и современной — советский авангард и прочее. Конечно, есть и другие влияния, у нас были альбомы и с африканскими и латиноамериканскими влияниями. Например, на альбоме Oikoumene в Theodor Bastard пел певец из Бенина и целых хор Зулусов, которых мы записывали в Британии, при помощи Аки Наваза лидера арабско-британской группы Fun-Da-Metal. И такие бывают неожиданные коллаборации. Главное — это творчество и полет фантазии. Это то, что мне лично интересно.

Theodor Bastard

При всей своей красоте, музыка вашей группы довольно непростая, и в общем предназначенная для слушателей думающих, чувствующих. Многих же — прям-таки отпугивает (кто-то «не любит фолк», кого-то отпугивает «эмбиент», кого-то смущает «элетроника»). Является ли проблемой наличие некоего «порога вхождения». Нужно ли стремится, чтоб такая музыка стала более популярной?

ФЕДОР: Я всегда любил музыку, которая в чем-то была выше и сложнее моего слушательского опыта на тот момент. Когда-то меня в тупик поставила классика, потом академический авангард, джаз, потом индустриальная музыка, а потом фьюжен и народная музыка. То есть мне, как слушателю приходилось к ней тянуться, чтобы понять. Это как в философии Гегель, например, когда без специальной подготовки впервые его читаешь — он кажется непреодолим. Но ведь это здорово. Доступная музыка или поп–музыка — это просто маркетинговый продукт, он не делает нас лучше или хуже, это часть развлекательной индустрии. Я очень хорошо отношусь к этому, но просто это совсем отдельный мир. Как не стоит путать музыку академическую и электронную, так не стоит мешать в кучу авангардные или народные проекты с поп музыкой. Каждый выполняет свою культурную функцию. А если слушатель развивается, как-то напрягается чтобы постичь новое — это отлично!

Theodor Bastard

В интернете доступны кавера в исполнении группы: «Now’s The Only Time I Know» (Fever Ray), «Love’s Secret Domain» (Coil), «Satellite» (Pigface), «C’mon, Billy» (PJ Harvey)… Не возникало ли когда-нибудь желания записать полноценный альбом каверов: отдать дань уважения любимым группам и в то же время продемонстировать своё прочтение этих песен? (По крайней мере то, что есть сейчас — получилось очень здорово).

ФЕДОР: Спасибо, альбом каверов — это сильно. Не думали об этом. Все–таки нам с трудом дается чужое прочтение. В свое время нам предлагали кавера на БГ, потом на Гражданскую Оборону, сейчас вот Женя Федоров звонил — предложил сделать на Текилуджазз к их юбилею. Но парадоксально сложно у нас идет такой процесс. Причем группы эти мы любим и слушаем. Но видимо, чем больше ты любишь коллектив, тем сложнее сделать что-то свое, потому, что оригинал и так гениален. Что касается Fever Ray или Pigface – то отношение к этим проектам у нас проще, поэтому кавера дались легко, в виде легкой шутки даже.

В своё время анимационные клипы стали настоящей визитной карточкой вашей группы. При этом заметим, что игровые клипы тоже очень атмосферные. Скажите, не планирует ли группа когда-нибудь вновь возвращаться к анимации, как–то вновь посотрудничать с мультипликаторам?

Если будут идеи и мультипликаторы — с радостью. Это же такой совместный проект и главное встретить нужных людей. Мы давно предлагаем Коле Белову (автору первого нашего анимационного клипа «Пустота») — новую работу. Но все упирается во время. Но кто знает…

Итак, концерт группа Theodor Bastard в Саратове даст 14 ноября 2018 года в Филармонии.

Запастись билетами можете здесь  или по телефонам +7 (8452)60-50-80 и 60-80-50.

Ссылка встречи в ВК

Беседовал Олег Елкис и Наталья Поккине
Фото предоставлены группой Theodor Bastard
Специально для CityGu.ru

« »