Накануне Нового года, когда не только театры, а практически все учреждения, имеющие отношение к культуре и досугу сосредоточены на зимнее-новогодне-елочной тематике, в ТЮЗе при переполненном зале началась идейная борьба за денежные знаки.

И надо сказать, что саратовские театралы наблюдали за этой борьбой с неослабевающим интересом и явным удовольствием на протяжении почти четырех часов, все три акта. Потому что именно так, а не традиционным словом «спектакль» названа новая постановка «12 стульев», премьера которой состоялась на большой сцене ТЮЗа 22 декабря. Каким получился этот «новогодний подарок» от любимого театра любимым зрителям?

Роман «12 стульев» читается легко. Спектакль смотрится так же легко. При том, что (простите за казенный оборот) работа колоссальная. Пожалуй, если этой самой работы зритель на сцене не видит, значит, она сделана по-настоящему хорошо. За неподдающееся подсчету количество постановок и экранизаций во всем мире незабвенному Остапу Ибрагимовичу довелось перевоплощаться и во Владислава Клепку, и в Оскара, и в Джорджа Визерса, и даже пару раз побывать женщиной; Ипполит Матвеевич становился то помощником парикмахера, то доном Иполито; а стульев и вовсе оказывалось 13. Как при такой богатой истории можно перенести на сцену роман, который давным-давно растащили на цитаты, не повторяя и не копируя предыдущие «воплощения», при этом не перевернув его c ног на голову в стремлении к оригинальности? Сложно. Но, как выяснилось, можно.

Они очень похожи на тех самых героев Ильфа и Петрова, люди, живущие на сцене. Отец Федор (Антон Щедрин) и гробовых дел мастер Безенчук (Алексей Карабанов), «знойная женщина» мадам Грицацуева и Эллочка Щукина (Кристина Топчева), Ипполит Матвеевич Воробьянинов (Алексей Ротачков) и, конечно же, Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер-бей (Алексей Кривега). Похожи, но… но почему же они, «типичные персонажи» начала ХХ века, так современно выглядят в веке XXI? Потому ли, что и пороки, и ситуации, сгущенные до полуабсурда Ильфом и Петровым, и через век, увы, понятны и узнаваемы? Или потому, что люди (не хочется называть их персонажами) там, на сцене, все-таки чуточку современнее своих многочисленных предшественников, хотя бы неуловимыми интонациями, жестами? Воля ваша, но есть в «великом комбинаторе» что-то от пацана из соседнего двора – привыкшего брать от жизни все, что возможно, но при этом имеющего больше принципов, чем многие «правильные» личности. Эх, его бы энергию да в мирных целях… Может, начинал-то Остап как раз с «мирных целей», иначе почему он так «теплеет», появляясь в общежитии студентов-химиков, а уж в силу каких «химических реакций» ему, молодому, умному, хваткому, энергичному, не хочется жить в «пенале», где места хватает только на матрац, обедать в вегетарианской столовой и каждый день ходить на рутинную, бестолковую службу, – это думайте и решайте сами.

При действительно бережном и уважительном отношении к первоисточнику, есть в ТЮЗовской версии момент, в котором Ильф и Петров не принимали буквального участия. Помните финал, где сторож клуба рассказывает Ипполиту Матвеевичу о найденных в стуле сокровищах? В постановке в роли сторожа – народный артист РФ Юрий Ошеров. И когда он произносит: «Раньше у нас старый клуб был, я его тоже сторожил», публика взрывается. Потому что у всего зала возникают вполне конкретные ассоциации. И кто там, на сцене, – сторож клуба или сам Ошеров – уже неважно. А рассказ о новом клубе вполне органично и незаметно переходит в рассказ о новом театре. Момент, пожалуй, спорный, но, безусловно, интересный. С одной стороны, Ильф и Петров этого не писали, а с другой – что-то в этом есть такое… как разговор, который понятен только близким людям и не предназначен для посторонних. Просто близких – целый зал, а ощущение такой причастности, согласитесь, греет.

В идейной борьбе за денежные знаки на сцене Саратовского ТЮЗа еще немало интересных тонких находок, но театр – это тот случай, – лучше один раз увидеть. А может и не один.

Текст: Елена Имбирева
Фото: свободные источники Интернет
Специально для CityGu.ru

Вам будет интересно

  • Премьера в ТЮЗ – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

    Мар 2024

    23 марта 2024 года в Саратовском ТЮЗе состоится премьера спектакля «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Новая постановка станет представлена как подарок для всех саратовцев к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича ...

    читать
  • Кулинарные книжные новинки: азиатская кухня, книги для записи рецептов

    Мар 2024

    Рецепты для отаку! Приготовьте то, что видели в любимых аниме Внутри — 41 рецепт, который поможет попробовать блюда и напитки из аниме в реальной жизни. Страницы красочно оформлены в мультяшном стиле — здесь ...

    читать
  • Новинки серии «СОЗВЕЗДИЕ. Вяжем с лучшими мастерами страны»

    Мар 2024

    Вязание уже давно перешло из разряда ремесла в разряд творчества. Вяжут не только женщины, но и мужчины, молодые люди и даже подростки, ведь это всем доступный способ реализовать свой потенциал и создать уникальные ...

    читать
  • Речфлот. Алексей Иванов

    Фев 2024

    Информируем о выходе новой книги: "Речфлот". Автор Алексей Иванов. О книге Книга «Речфлот: История речного флота Российской империи и Советского Союза» послужила исторической основой романа Алексея Иванова «Бронепароходы» и продолжает серию документальных книг ...

    читать
  • Котлеты с сыром. Рецепт

    Фев 2024

    Можно сделать куриные котлеты с сыром, такая начинка придаст пикантности и яркого вкуса этому блюду. Чтобы ее приготовить, понадобится следующие ингредиенты. 300 гр куриного фарша; 1 репчатый лук; 3 зубчика чеснока; зелень по ...

    читать
  • Вторая выставка военкора Владимира Аносова «Донбасс»

    Фев 2024

    На экспозиции будут представлены 40 снимков, сделанных в зоне СВО: на передовой, а также в Мариуполе, Донецке, Лисичанске, Волновахе, Луганске. Фотоэкспозиция «Донбасс» — это специальный проект «Российской газеты». Творчество Владимира Аносова — порой ...

    читать