Вадим Панов о фантастике и реальности

Вадим Панов о фантастике и реальности

Апр 27 • PRO Книги, В НОМЕР, Люди

Для любителей отечественной литературы в жанре фэнтези имя писателя Вадима Панова – культовое. Когда прочитана последняя страница захватывающего романа, ужасно не хочется расставаться с его героями. Вот чем еще так притягательно творчество Панова: большинство его произведений – это серии, циклы, позволяющие вновь и вновь погружаться в полюбившийся мир. И что особо ценно – его «продолжения» не грешат надуманностью и нелогичностью, как некоторые литературные сериалы.

Можно долго обсуждать «Герметикон» или «Анклавы», но лучше оставить эту тему для форумов. Информацию о биографии Вадима Панова, его наградах и книгах можно найти на просторах интернета. А вот что думает популярный писатель о жизни, о литературе, о творчестве (своем и не только)? Какие отношения у него с его героями и насколько реален «Тайный город»? На несколько вопросов об этом Вадим Панов ответил нашему порталу.

Откройте тайну – как появляются новые сюжеты? Существует некий толчок «из реальности», Вы целенаправленно обдумываете какую-то тему или это происходит внезапно, «ниоткуда»?

Это один из «вечных» вопросов, на который практически невозможно ответить. Полагаю, идеи приходят потому что писатель; потому что кто-то видит конструкцию будущего дома, кто-то – автомобиля, а кто-то – истории. Поэтому кто-то – архитектор, другой – инженер, третий – писатель. Как они приходят? Всякий раз – по-разному, но чаще внезапно, просто вдруг понимаешь, что вот эта, неожиданно захватившая тебя мысль, ляжет в основу романа или рассказа. Но при этом я не соглашусь с тем, что из «ниоткуда»: писатели не живут в информационном вакууме, мы тоже читаем, смотрим, чувствуем, переживаем эмоции, «перевариваем» все, что нас окружает и обращаем этот коктейль в идеи.

Насколько реальны для Вас миры, которые Вы создаете? Вы верите в какой-либо степени в мистику, в магию?

Писатель, который не верит в то, что рассказывает – хотя бы в тот момент, когда работает над книгой, – никогда не напишет ничего путного. Не верит автор – не поверит читатель. А история, какой бы занимательной она не казалась, должна быть искренней. История должна не только увлекать, но заставлять сопереживать – всех, и поэтому я верю в каждую свою книгу. В каждого персонажа. Во все, что происходит на страницах.

Ваши персонажи всегда действуют так, как Вы им предписываете, или бывает, что они своевольничают и ведут себя так, как Вы не предполагали?

Обязательно своевольничают, но как? Что мы подразумеваем под этим словом? Каждый герой растет, изменяется, обретает новый опыт и в конечном итоге они становятся совсем не такими, как в начале произведения. Если писатель внимателен и следит за этими изменениями, то никаких проблем при взаимодействии с персонажами он не испытывает. Другое дело, когда автор забывает или не обращает внимания на изменения – в этом случае он перестает их понимать и начинаются разговоры о том, что герои своевольничают.

Вадим Панов, писатель, фэнтези, книги, роман, литература, интервью, мистика, современный писатель, российский писатель, автор, такие игры, герметикон

Можно ли считать «Такие игры» началом Вашей литературной деятельности или все-таки «настоящая» литература началась в 2001 году? Как вообще Вы пришли в литературу – решили для себя, что будете профессиональным писателем-фантастом или это произошло само собой?

Пьеса «Такие игры» стала моим первым большим произведением, можно сказать –генеральной репетицией перед занятием литературой, но, когда я над ней работал, я об этом не задумывался. Я не собирался становиться писателем, меня привлекали совсем иные материи, но однажды, через несколько лет после «Таких игр», звезды сошлись, появился замысел – в который я окунулся с головой, и я в корне изменил свою судьбу.

Какое выражение Вам ближе: «Можешь не писать – не пиши» или «Не можешь не писать – пиши»?

Разумеется, «Можешь не писать – не пиши», потому что книга идет от сердца, от души, и пока писатель не приправит текст частичкой себя – книги не получится. Желание создать должно стать невыносимым, должно поглотить. Я знаю, что есть люди, которые не могут не писать, и результат их литературных изысканий не доставляет удовольствия никому, кроме их самих, но это не повод запрещать им делать то, что хочется, а в данном случае это еще и невозможно. Если человеку нужно писать – он будет писать, не обращая внимания на результат.

Фэнтези, фантастика, мистика очень востребованы. И сейчас появляется огромное количество произведений в этих жанрах, причем, мягко говоря, весьма разного качества. Что лучше, что правильнее по Вашему мнению – некая «вседозволенность», благодаря которой в свет выходят произведения откровенно невысокого качества и по форме, и по содержанию, но при этом повышается вероятность «выхода в свет» и действительно интересных, талантливых произведений, или более жесткий отбор, который может перекрыть доступ на книжные полки большему количеству явно слабых произведений, но может сделать менее возможным и выход по-настоящему качественной литературы (здесь ведь многое зависит от личных вкусов и убеждений конкретных людей)?

Отбор должен быть обязательно, в противном случае возникает вопрос: для чего существуют редакторы, корректоры, литературоведы и другие участники литературного процесса? Издательства, причем все – и крупные, и небольшие, – обязаны поддерживать реноме и выдерживать определенные стандарты, дабы речь о пресловутом «плинтусе» даже не заходила. А «вседозволенность» была, есть и будет – и должна! – оставаться на просторах Интернета. И мы, я уверен, обязательно придем к такому разделению. Сам факт бумажной публикации должен гарантировать уровень произведения, так мы и читателей вернем, и леса сбережем.

Ваше отношение к Интернет-ресурсам, предоставляющим доступ к электронным книгам? Считаете ли Вы, что доступ к электронным книгам обязательно должен быть платным (бумажные книги никто в магазинах бесплатно не раздает) или возможно бесплатно предоставлять к ним доступ хотя бы в определенных случаях (например, не имеющим статуса новинки или только на одно прочтение)?

Платной будет электронная версия книги или бесплатной, может решить только автор произведения, исходя из своих собственных соображений. Все остальное – домыслы и воровство.

Насколько сейчас, по Вашему мнению, велики шансы «пробиться» у молодых самодеятельных авторов (при условии, что они действительно талантливы, но не обладают выраженными «пробивными» качествами)?

Как показывает опыт, немногие по-настоящему талантливые авторы обладают еще и пробивными качествами или способностью к грамотному маркетингу. Как правило, это несовместимые характеристики. Но именно для того, чтобы по-настоящему талантливые авторы не канули в безвестности, существуют редакторы – люди, которые умеют находить и развивать таланты. Я знаю издательскую кухню изнутри и могу с уверенностью сказать, что эта работа – по поиску новых талантливых писателей, – идет постоянно.

Допускаете возможность, что можете охладеть к темам, на которые пишете, и «уйти» в другой жанр (например, в боевики или детективы)?

Фантастика – моя любовь с детства и у меня не получается ей изменить. Меня всегда привлекало необычное, неведомое, нечто такое, что выводит нас за пределы повседневности. И даже – реальности. Я всегда держу в уме, что сегодняшний день никогда не повторится, и бесконечно жаль, если он превратится в серые цифры на листике отрывного календаря, останется в памяти туманным, ничего не значащим пятном. Мне жаль, потому что он – часть нашей жизни, маленькая, но бесценная и неповторимая часть. Поэтому я в каждом дне ищу не только новое, но и невозможное: и в книгах, и в реальности. Ищу хорошее. Не хочу, чтобы жизнь пролетела без следа…

«Тайный город» стал и сериалом, и игрой. Не секрет, что даже очень хорошая, бережная экранизация чаще всего проигрывает книге. Игры – вообще особый мир. Насколько, по Вашему, такая популяризация нужна литературным произведениям? Какие из своих произведений хотели бы увидеть на экране?

Нужно понимать, что кино, сериалы, игры – это самостоятельные творческие произведения, результат того, как уже известный нам мир или историю прочитали другие творцы. Режиссеры, актеры, сценаристы, геймдизайнеры и многие другие создатели пропускают мир через себя, смотрят на него своим взглядом, чувствуют его собой и показывают так, как могут только они. Поэтому нельзя говорить, проигрывает экранизация книге или нет – ведь мы говорим о совершенно ином произведении.

Среди заинтересованных, любящих и доброжелательных читателей, как правило, находится пара-тройка из разряда «вечно недовольных» (не те, кто высказывает пусть жесткую, но конструктивную, аргументированную критику). Как Вы на них реагируете?

Я с удовольствием воспринимаю конструктивную критику, но совершенно равнодушен к высказываниям типа: «Убей себя об стену» или «Я вчера читал рассказ моего школьного приятеля, так вот – он лучше». Уровень отзыва на литературное произведение абсолютно совпадает с интеллектуальным развитием отзывающегося: либо это вдумчивый разбор, либо бедность слова и бедность мысли, и глупо всерьез обсуждать достоинства романа с тем, кто в состоянии внимательно прочесть только заголовок.

Вадим Панов, писатель, фэнтези, книги, роман, литература, интервью, мистика, современный писатель, российский писатель, автор, такие игры, герметикон

В какой мере Вы ориентируетесь на читательский спрос, создавая новый роман?

Ни в какой. Я пишу только о том, что мне интересно и так, как считаю нужным. Я пишу только о том, о чем не могу не написать. Я рассказываю истории, которые меня «задевают» или «накрывают», и не вижу способа писать иначе.

Предположим на минутку невероятное – Вас перестают читать, издавать (не дай Бог!). Вы будете продолжать писать?

Безусловно.

Ваши дочери любят читать? Если да, то какие книги они предпочитают?

Да, любят, у нас читающая семья, мы с Натальей старались привить девчонкам любовь к литературе и, кажется, у нас получилось. И Полина, и Ира читают довольно много, но в основном, книги по возрасту, как классическую детскую литературу, так и современных авторов: Евгения Гаглоева, Дмитрия Емца, Татьяну Крюкову, а несколько лет назад обожали замечательные и яркие истории Кати Матюшкиной.

А какие книги любите читать Вы?

Хорошие. Их не очень много, но они есть и в самых разных направлениях: и фантастика, и детективы, и исторические романы, и мелодрамы. Хорошие книги я читаю с удовольствием.

Текст: Елена Имбирева
Фото: из архива Вадима Панова
Специально для CityGu.ru

« »