Если вы хоть раз видели забавного человечка, похожего на маленького робота или знаете, как зовут его верного друга с карандашом вместо носа, вы точно сталкивались с Валентином Постниковым. Речь, конечно же, идет о Самоделкине и Карандаше, наиболее известных, хотя и не единственных героях веселых и интересных книжек для детей, написанных Валентином Постниковым.

Валентин Юрьевич Постников, известный детский писатель и сказочник, автор 25 детских книг и 20 радиоспектаклей, сын основателя журнала «Веселые картинки», писателя (и, кстати, литературного «папы» Карандаша и Самоделкина) Юрия Дружкова и редактора издательства «Малыш» Натальи Постниковой, Член Союза писателей России, лауреат премий «Золотое перо России», «Эврика» и «Артиада», дал интервью CityGu.ru

Валентин Юрьевич, давайте начнем с одной из Ваших новых книг «Шоколадный дедушка». Как появилась эта книга? И почему сложился литературный дуэт с Наринэ Абгарян, ведь обычно Вы в соавторстве не пишете?

Я эту книжку задумал много лет назад. Сыну тогда исполнилось пять лет. Ему подарили огромную шоколадку. Был август, жара… Он стал эту шоколадку есть и измазался в шоколаде весь – лицо, руки, живот… Смотрит на меня так хитро и говорит: «Папа, смотри, я шоколадный мальчик!» Схватил какую-то игрушку маленькую и у него руки прилипли к ней. Я подумал: «Ой, какая хорошая идея для сказки – главный герой так любит сладкое, так любит шоколад, что он весь липкий, весь «шоколадный», даже ходит по потолку, по стенам, настолько он пропитался насквозь сахаром, шоколадом, что стал весь липкий».

Вообще я очень люблю Швецию, я люблю Стокгольм, много раз бывал там. «Малыш и Карлсон» – моя любимая книжка. Когда мне было три года, Астрид Линдгрен была у папы в гостях, и я сидел у нее на коленях. Я сразу решил, что действие будет происходить не в России, а где-то в Европе. Вначале хотел, чтобы Шоколадный дедушка жил в Стокгольме… Но, когда начал писать, я подумал, что если Шоколадный дедушка будет жить в Стокгольме, это сразу будет ассоциация с Карлсоном. Поэтому я стал другие страны перебирать, где бы он мог жить. В конце концов, решил, что он будет жить в Норвегии. А тут еще я случайно нашел статью о том, что в Норвегии в городе Бергине проходит единственный в мире сладкий фестиваль. На нем кидаются сладостями. Сначала там все едят, пробуют разные сладости, а потом начинается такой сладкий бой – кидаются шоколадом, тортами… И я сразу подумал, что главный герой будет жить в Норвегии, в городе Бергине. Я очень долго эту сказку писал, очень долго придумывал главных героев.

Валентин Постников, детский писатель, Самоделкин и Карандаш, познавательные приключения, для детей, сказка, Шоколадный дедушка

Мы с Наринэ Абгарян дружим. В самом начале, когда я только начал писать эту сказку, я сказал: «Наринэ, вот у меня есть такая идея, «Шоколадный дедушка». Давай вместе ее напишем» Она прочитала первую главу и ответила: «Хорошая идея, замечательная. Давай. Ты пиши, а я потом подключусь». Я написал все полностью и готовый вариант ей прислал. Наринэ несколько глав выбросила, переписала несколько сюжетных линий, добавила кое-что свое. Как она сама выражается, с ног на голову все перевернула. Почему в соавторстве? Я подумал о том, что я уже пишу двадцать лет и нужно какой-то новый виток, свежую кровь, что называется, добавить. Мы авторы разные, и если я напишу, это будет в моей манере, а если мы вместе, то это будет совсем непохоже. И еще подумал о том, что у нее есть свои поклонники, которые любят ее Манюню, любят ее книжки. У меня есть много поклонников, которые любят Карандаша и Самоделкина. И будет хорошо, если те, кто любит ее, будут читать эту книжку ради нее, а те, кто любит Карандаша и Самоделкина, будут читать ее ради меня. Таким образом, вот такой у нас союз получился.

А в сентябре должна выйти вторая часть, продолжение. Называться будет «Шоколадный дедушка 2».

«Мальчик Гарри и его собака Поттер» – название еще одной Вашей книги. И уж очень оно перекликается с «Гарри Поттером». Почему?

Вообще идея волшебной школы очень часто используется в книжках. Например, у моего папы «Волшебная школа»; «Академия пана Кляксы»…А мне вот захотелось свой вариант, где главные герои – мальчик и маленькие звери-волшебники. Я написал книжку «Академия мохнатых волшебников» и пришел с этой идеей в издательство. Но в тот момент все говорили только о Гарри Поттере, дети ничего больше читать не хотели. И в издательстве мне сказали: «Давай подумаем, может, как-то привяжем это к Гарри Поттеру». И решили назвать главных героев Гарри и Поттер. В тот момент было очень много разных мнений. Кто-то обратил внимание на эту книжку как раз из-за названия, кто-то, наоборот, ругался очень сильно. Но прошло время, сейчас у меня вышла аудиокнижка и я надеюсь, скоро книжка выйдет, все-таки со старым, оригинальным названием «Академия мохнатых волшебников». То есть мода прошла, а книжка осталась. Я написал примерно тридцать книжек, на мой взгляд «Академия мохнатых волшебников» одна из самых ярких. Я ее очень люблю.

Ваши истории про Карандаш и Самоделкин – это сознательное желание дать «вторую жизнь» российским детским «литературным брендам» или Вы просто в свое время настолько сжились с папиными героями?

Папа написал первую книжку задолго до моего рождения, в 1964 году. Вторую книжку он написал, когда я был маленький, «Волшебная школа Карандаша и Самоделкина». Я и ту, и другую книжку читал, конечно, в детстве. Я его просил написать еще продолжение. Даже помню, мне было лет 10 или 11, я сказал: «Папа, напиши, пожалуйста, книжку, которая будет называться «Кругосветное путешествие Карандаша и Самоделкина». А папа в тот момент писал взрослую книжку, которой он был очень увлечен, «Кто по тебе плачет». И он все силы, весь свой талант тратил на нее. И он мне ответил: «Ты знаешь, сыночек, я вот написал две книжки детские. Наверное, я больше писать не буду. Может быть, потом когда-нибудь. Я сейчас очень хочу написать «Кто по тебе плачет».

Я-то сочинять начал еще при папе. Первую свою сказку написал в пять лет, «Тигренок на подсолнухе». И мультик такой выходил. Я тогда был маленький. Папа эту идею не оценил, а вот его друг Юрий Коваль, – мы с ним вместе сидели и сочиняли.

Валентин Постников, детский писатель, Самоделкин и Карандаш, познавательные приключения, для детей, сказка, Шоколадный дедушка

А когда я только начал писать по-настоящему, я естественно, подумал, как жаль, что папа не написал третью книжку. И написал ее сам. Она называлась «Новые приключения Карандаша и Самоделкина». Потом она вышла под другим названием «Карандаш и Самоделкин на необитаемом острове». Я так полюбил этих героев, что реально сжился с ними! Я написал вторую книжку, потом третью, четвертую – они не отпускали меня, придумывались все новые и новые истории. Но в какой-то момент я от них устал, подумал, что все, пора закончить эту тему. Но все-таки последнюю, заключительную книжку с ними я сейчас пишу. Правда она как-то долго у меня сочиняется, года три, наверное. Она будет называться «Большое новогоднее путешествие Карандаша и Самоделкина». На мой взгляд, получается очень смешная, очень необычная. Надеюсь, что я ее допишу, и она к Новому году выйдет. А дальше, я надеюсь, я буду писать другие книжки с другими героями.

Вся штука в том, что есть такая категория детей, которые не любят читать, но если им что-то понравилось, они с удовольствием почитают другую книжку из этой серии. Вот попалась им какая-нибудь книжка про Карандаша и Самоделкина, понравилась, они попросят папу-маму почитать им вслух или сами почитают другую книжку из этой серии, потом третью, четвертую. Они уже привыкают к героям, и им следующая книжка легче дается – открывают первую станицу новой книжки и как будто со старыми друзьями встречаются. А каждая новая книжка дается с боем. Мне много раз родители говорили: «Спасибо! Наш сын или дочка вообще не хотели читать. И вот мы случайно попали на ваши книжки, они такие смешные, такие познавательные, так легко написаны, что дело пошло». Меня это радует, конечно. Бывает, какой-то ребенок прочитает одну или две книжки из серии, и все, идет дальше, другие книжки читает. Тоже хорошо. Меня когда-то давно назвали, и мне очень понравилось, что Валентин Постников – Жюль Верн для детей. Жюль Верн, он же писал приключения, но познавательные приключения. У меня тоже познавательные приключения, но очень простые и понятные. Ребенок, а зачастую и мама, которая вслух читает, что-то для себя узнает.

Валентин Постников, детский писатель, Самоделкин и Карандаш, познавательные приключения, для детей, сказка, Шоколадный дедушка

А детская литература обязательно должна быть познавательной или она может быть просто развлекательной?

Я считаю, что конечно может. Ведь задача любого писателя сегодня отвлечь ребенка от компьютера, от планшета, от телефона. Задача писателя все-таки увлечь ребенка книжкой. Пускай она будет развлекательная, пускай он читает просто ради удовольствия, это все равно лучше, чем играть в телефон. Он когда читает, все равно развивается. Он прочитает развлекательную книжку, посмеется. Просто посмеется. Следующая книжка будет уже другая, более серьезная. Борьба идет очень сложная и телефон побеждает, к сожалению. Не всегда, и не везде, но… Ведь когда ты играешь в телефон, никакого усилия над собой делать не надо. А читать – это определенное усилие. Я говорю ребятам: «Когда вы читаете, это совсем другой градус удовольствия, вы же погружаетесь во все эти приключения, вы же переживаете приключения вместе с главными героями. Вы вместе с ними путешествуете на подводной лодке, летаете на воздушном шаре, в Африке побываете». Поэтому я, конечно, стараюсь их и развлекать, и немножечко-немножечко чтобы они интересное что-то узнавали. Это познавательные книжки, но они в легкой форме, никакого занудства нет. А многие мамы мне говорили, что когда они читают книжки, их так увлекает какая-то тема, что они начинают сами рыться в интернете, в энциклопедиях, начинают дополнительное что-то искать. Им становится интересно, их эта тема захватывает, увлекает. Некоторые дети даже потом в какие-то кружки записываются. Каждому ведь какая-то своя тема интересна. Одна книжка ребенка не зацепит, вторая не зацепит, а третья вдруг раз – и мама радуется. Маме ж не жалко денег на книжки. Уж на что, на что, а на книжки, на энциклопедии мамы денег не жалеют, лишь бы ребенок читал, лишь бы он интересовался. Но это должно быть без всякого занудства. Я считаю, что книжка – это просто удовольствие. Вот когда я детей спрашиваю, для чего читать, они начинают говорить умные слова, что читать надо, чтобы грамотно писать и так далее… Я говорю: «Ребята, да читать надо просто чтобы получать удовольствие». Чтение – это интересно.

Как Вы относитесь к современным отечественным мультфильмам? К «Маше и Медведю», например, или к «Фиксикам»?

Я отец двух маленьких детей и вижу, какие мультики они смотрят. Честно скажу, «Маша и Медведь» мне не нравится. Это мультик, в котором, как говорят мультипликаторы, сплошные «гэги». Главная задача мультипликатора сейчас сделать как можно больше «гэгов». Это похоже на «Том и Джерри». Нужно, чтобы дети как можно больше раз засмеялись. Чем больше раз они засмеются, тем лучше, потому что они будут этот мультик много-много раз смотреть. А мультипликатор современный зачастую ставит себе одну главную задачу – заработать на этом мультфильме. Чтобы зритель пошел в кинотеатр или чтобы малыши как можно чаще смотрели в ютубе. Чем больше просмотров, тем больше они зарабатывают. В советские времена были разные мультики, конечно, но в том числе были мультики, которые хоть чему-то как-то учат. Вот вспомните мультфильмы «Варежка», «Ежик в тумане», «Чебурашка» тот же… Там же очень мало этих «гэгов», там никто никого не бьет, не кусает, никуда не проваливается. Дети не хохотали над этим мультиком. А современные мультипликаторы, им главное сделать количество «гэгов», чтобы был коммерчески успешный мультик. Я не могу «Маша и Медведь» смотреть.

«Фиксики» – они, конечно, познавательные, у меня дети это тоже смотрят, но на мой взгляд, отсутствует что-то… волшебство, магия какая-то. Вот есть мультики старые, советские, – какая-то магия. Вроде ничего особенного, а вот что-то есть, невозможно от этого оторваться. Душа. Я бы так сказал, душа в этих мультиках есть. Я не вижу в современных мультиках, именно в коммерческих мультиках, какой-то души. Они сделаны по принципу зарабатывания денег. К моему сожалению. Естественно, дети это будут смотреть, потому что это сделано правильно с коммерческой точки зрения. Но какие-то струны души они, увы, не затрагивают.

Валентин Постников, детский писатель, Самоделкин и Карандаш, познавательные приключения, для детей, сказка, Шоколадный дедушка

Мне единственное, что понравилось, правда, очень понравилось, это новое такое направление, «Кукутики». Очень здорово сделано. У них в ютубе уже много просмотров. Они еще не так известны, как «Маша и Медведь» или «Три богатыря», но они очень быстро набирают обороты. Это мультипликация вместе с песнями. Там поют очень смешные забавные детские песенки, и идет такая маленькая мультипликация. Вот это мне очень понравилось. Что-то в этом есть. С душой сделано. А вот мультики, которые я видел, в основном… Конечно, бывают удачные мультфильмы, но вот именно эти сериальные мультики – пока что я от них удовольствия, как зритель, как детский писатель, как папа, не получил. Если ребенок сидит, смотрит (а мои дети смотрят), я понимаю, что им нравится, что я могу сделать. Я демократичный папа. Но если дочка (ей 4,5 года) говорит: «Папа, сядь со мной посмотри» – «Извини, не могу я это смотреть, это выше моих сил». Меня это как-то… не трогает. Я, знаете, против насилия. Стараюсь ставить те мультики, которые мне нравятся, они их тоже смотрят.

Я очень надеюсь, что скоро появится сериал по моим книжкам про Карандаша и Самоделкина. Потом, я, кстати, заключил договор на «Шоколадного дедушку», это будет полнометражный мультик. Когда это будет, я не знаю. От момента заключения договора до момента выхода мультика на экраны может пройти очень много времени. А может вообще ничего не состояться.

Валентин Постников, детский писатель, Самоделкин и Карандаш, познавательные приключения, для детей, сказка, Шоколадный дедушка

Цитата из одной статьи про Вас: «Во сне молодой человек увидел собственного отца, который сказал ему ободряюще: «Не бойся, сын! Просто начинай творить!». После пробуждения юноша переставил фото родителя с полки на рабочий стол, открыл тетрадь, вооружился ручкой и начал сочинять» – так и было?

Да, так и было на самом деле. Папа умер, к сожалению, когда мне было 13 лет. Но у меня такое ощущение, что у меня с папой такая очень сильная связь и я его чувствую. Он мне вообще очень часто снится. У меня вышло за 20 лет четыре полки книжек, где-то 160, может, изданий. Вот буквально вчера или позавчера мне приснился сон, что я папе показываю их и говорю: «Папа, посмотри, сколько книжек вышло замечательных». И он мне отвечает: «Ты молодец, сыночек!»

Это правда, я сомневался, потяну ли я целую книжку. И когда я первую книжку писал, я папину фотографию перед собой в рамочке ставил, смотрел на него и у меня было такое ощущение, как будто мы с ним вместе пишем.

Мне и мама очень помогает. Она жива. Она 30 лет проработала редактором в издательстве «Малыш». Поэтому мама все мои книжки очень тщательно редактирует, показывает мне мои ошибки, – где, как, что.

Как статус «сына Дружкова» сказался на Вашей карьере? Не было желания доказать, что Вы, в первую очередь, Валентин Постников, а уж потом «сын Юрия Дружкова»?

Я почему-то был уверен в начале пути, что мне поможет то, что я сын известного писателя. Все говорят, что фамилия помогает. Но я очень тернистый путь прошел. Во-первых, папа дружил с Эдуардом Успенским, с Григорием Остером, с Чижиковым, художником известным, Юрием Ковалем… То есть папа дружил со всеми детскими писателями, кто и тогда был известен, и сейчас они классики. Я, когда написал первую книжку, в первую очередь пошел к ним. Я у всех просил помощи. Просил прочитать мою книжку и если им понравится, то как-то порекомендовать меня в издательство. К Успенскому я после папиной смерти очень много раз в гости приезжал, он жил в Подмосковье, я с его дочкой дружил. Был уверен, что он мне поможет, не откажет. Он мне отказал. Категорически. Сказал: «Я тебе никак помогать не буду». Григорий Остер мне отказал. Чижиков мне отказал. Мне все отказали. Все папины друзья, с кем я дружил, мне отказали. Так что в смысле того, что мне было легче – нет, совсем нет. Это первое.

Валентин Постников, детский писатель, Самоделкин и Карандаш, познавательные приключения, для детей, сказка, Шоколадный дедушка

Второе. Очень часто люди считают, что есть оригинал, а продолжение всегда хуже. И многие читатели, особенно вначале, первые лет 5-7, считали, что вот есть Дружков, а Постников – это продолжение. «Я, конечно, Постникова не читал, но уверен, что это хуже, я его книжку покупать не буду». Вот сейчас был фестиваль очень большой, назывался «Мультимир», в Москве. Я там подписывал книжки, меня уже очень многие знают, а те, кто первый раз подходили, покупали книжки с автографами, говорили: «Ну, «давайте мы с папы начнем, а там видно будет»”. Очень часто люди берут одну папину книжку, одну мою. Естественно, сравнение всегда идет. Есть люди, которым заранее ничего не нравится. Они заранее уверены, что им не понравится – им и не понравится. Я всегда говорил, не сравнивайте меня с папой. Я – другой. Я даже отказался псевдоним папин брать. Я когда пришел в издательство, первое, которое меня издавало, они говорили: «Папу же все знают – Юрий Дружков. Давай ты будешь Валентин Дружков». Я так ответил: «Папа писал под псевдонимом. Зачем он взял этот псевдоним, я не знаю. Я, честно говоря, даже в детстве вопрос этот папе не задавал. Ну что же второе поколение будет с псевдонимом?» Я папу очень люблю, он потрясающий писатель, мне он очень нравится. Но когда меня спрашивают, кто мой любимый писатель, я честно говорю, что не папа. А кто? Астрид Линдгрен. Драгунский. Вообще, если бы меня спросили о моей мечте, я бы ответил, что пусть бы мой папа оставался моим папой, а я был внуком Астрид Линдгрен.

Вот тогда я бы обязательно написал книжку о Малыше и Карлсоне. Новые приключения Малыша. Я не имею права это делать. Герои не мои и если я напишу такую книжку, ее никто не издаст. Мало того, еще и в суд родственники Линдгрен могут подать. Но мне этот герой, Карлсон, настолько близок, настолько я его люблю! Хотя сама Линдгрен не считала это своей лучшей книжкой. Тут я не лукавлю. Я папины книжки очень люблю, но «Малыш и Карлсон», на мой взгляд, одна из самых лучших книжек детских, когда-либо написанных.

Валентин Постников, детский писатель, Самоделкин и Карандаш, познавательные приключения, для детей, сказка, Шоколадный дедушка

Насколько важен пиар, реклама, самопродвижение для творческого человека? Насколько в творчестве может (должна) присутствовать коммерческая составляющая?

Я считаю, что я – профессиональный писатель. Мне нравится писать детские книжки, я хочу заниматься только этим, не хочу больше нигде работать, хочу быть только писателем. Вот папа, кстати, работал всю жизнь в «Веселых картинках», а книги писал, что называется, в свободное от работы время.

Мне приходится очень много выступать. Я выступаю, наверное, как никто в нашей стране. У меня по 300 выступлений в году. Бывает и по пять выступлений в день. Меня рвут на части. Я не только в Москве, я езжу, так сказать, по городам и весям, меня приглашают. Но, по крайней мере, я имею возможность жить. На гонорары я прожить не могу. Меня это поддерживает на плаву. Хотя бывают разные выступления. Бывает оно третье в день, а приносит удовольствие. А бывает просто как работа. Это зависит от многого – от детей, от того, где выступаю. Конечно, когда у писателя все идеально… Например, Эдуард Успенский, который сочетает в себе талант писателя и бизнесмена. Он просто умеет своих героев продавать, он зарабатывает на этом деньги. И он спокойно пишет. Чебурашка и кот Матроскин зарабатывают ему с помощью брэнда деньги, а он спокойно работает. Ему 80 лет, он продолжает писать новые книжки. Я просто знаю многих писателей, которые где-нибудь работают, а по вечерам пишут книжки. Я в это не очень верю – когда человек занимается днем чем-то одним, а потом пишет книжки. Ну не получается так разорваться.

Валентин Постников, детский писатель, Самоделкин и Карандаш, познавательные приключения, для детей, сказка, Шоколадный дедушка

Расскажите поподробнее о своих выступлениях. Вы встречаетесь с детьми, это те, кто Вас читает, для кого Вы пишете?

Да! Мне все говорят, почему ты так выкладываешься. Почему ты не халтуришь, когда выступаешь. А я не могу по-другому. И каждый раз, когда я выхожу к детям, я не пытаюсь схалтурить. И если я даже устал, если у меня было несколько выступлений, я все равно стараюсь с полной отдачей выступать, потому что дети это видят, дети это чувствуют. Они фальшь чувствуют сразу. Бывает, что я действительно устаю, когда уже сил просто нет. Ездил в Санкт-Петербург, у меня там было по 5 выступлений в день. Конечно, я уже к 3-4 выступлению уставший, уже нет у меня того куража. И все равно, даже на пятом выступлении я стараюсь, честно. Обычно меня приглашают к детишкам с 1 по 4 класс. Бывает, и постарше, и детские сады приглашают, но самые благодарные слушатели, это 2-4 класс. Малыши пока еще не все понимают, ребятам 5-6 класса это уже неинтересно. Им уже другие книжки интересны. Хотя они слушают меня, конечно, но уже той реакции нет. С 7 до 10-11 лет – это мой читатель. 12 лет – это уже не мой читатель.

Когда пишете, сознательно ориентируетесь на эту аудиторию?

Нет. Когда я пишу, я больше как-то на себя смотрю – было бы мне это интересно читать? Я себя в первую очередь представляю читателем.

А еще Валентин Юрьевич сказал на прощание: «А знаете, в Саратове жила моя бабушка. Но мама меня к ней так ни разу и не свозила, не получилось. Есть несколько городов, где я еще не был, но очень хотел бы побывать. Я надеюсь, до города, в котором жила моя бабушка, я все-таки когда-нибудь доеду!»

Валентин Постников, детский писатель, Самоделкин и Карандаш, познавательные приключения, для детей, сказка, Шоколадный дедушка

Текст: Елена Имбирева
Фото предоставлены Валентином Постниковым
Специально для CityGu.ru

Вам будет интересно

  • Искусство как выбор. История моей жизни. Зельфира Трегулова

    Апр 2024

    Информируем о выходе новой книги: "Искусство как выбор. История моей жизни". Автор Зельфира Трегулова. О книге Невероятная история жизни одного из самых успешных и известных отечественных искусствоведов и выставочных кураторов Зельфиры Трегуловой, рассказанная ...

    читать
  • Про Библионочь-2024 в Пушкинке

    Апр 2024

    Свистать всех наверх! Если вы еще не в курсе, то знайте, что 20 апреля будет проходить Всероссийская акция «Библионочь-2024» под девизом: «Читает семья – читает страна»! Что запланировано В этот день Областная библиотека ...

    читать
  • Вавилонская башня. Антония Сьюзен Байетт

    Апр 2024

    Информируем о выходе новой книги: "Вавилонская башня". Автор Антония Сьюзен Байетт. О книге «Вавилонская башня» — это третий роман «Квартета Фредерики», считающегося, пожалуй, главным произведением кавалерственной дамы ордена Британской империи Антонии Сьюзен Байетт. ...

    читать
  • Джазмен. Джоп

    Апр 2024

    Информируем о выходе новой книги: "Джазмен". Автор Джоп. О книге В подлежащем сносу районе на окраине Нью‐Стори‐ Йорка бармен Эдвард знакомится с саксофонистом Бёрди Джонсом. Они чудом успевают скрыться, когда здание, где они ...

    читать
  • Симпатия. Родриго Бланко Кальдерон

    Апр 2024

    Информируем о выходе новой книги: "Симпатия". Автор Родриго Бланко Кальдерон. О книге «Симпатия» — напряженный роман с неожиданными поворотами сюжета, рассказывающий о кризисе в Венесуэле и крахе чавизма. Действие происходит в период президентства ...

    читать
  • Книжная подборка по садоводческим новинкам

    Апр 2024

    Готовь сани летом, а рассаду — зимой! Книжная подборка из 6 книг будет актуальна для тех, кто хочет поизучать теорию как вырастить мегаурожай даже на небольшом участке. Огород на одной сотке. Как эффективно ...

    читать