сити гуру, интервью, Елена Вернер

Елена Вернер о себе и своем творчестве только для читателей CityGu.ru

Апр 20 • В НОМЕР, Люди

Человек нужен человек? Кто-то скажет «да», кто-то «нет», а остальные просто пожмут плечами. Всегда и везде этот вопрос не будет иметь чёткого ответа. Но это не значит, что искать истину не стоит, хотя бы потому что из этого состоит наш мир. Можно сказать, что это основной мотив произведений Елены Вернер. Откровенно, без стеснений в честном разговоре, писательница приоткрыла нам дверцу своего внутреннего мира.

Елена, вы написали приличное количество произведений, где во главу угла поставлены взаимоотношения людей. Не хотелось ли вам поменять направление и попробовать себя в другом жанре?
Жанр – это ведь всего лишь оболочка, форма подачи. Если посмотреть внимательнее, то так или иначе интереснее всего в любом жанре наблюдать за человеческими отношениями и за движением характера. Хотя и над формой помудрить было бы занятно. У меня в голове есть мистический триллер с исторической подоплекой, но все руки не доходят написать. Значит, пока не время.

Есть ли у вас «настольная книга»?

Хотела сказать «нет», но вдруг подумала, что на полке над моей головой лежат рукописные лекции моего мастера, Юрия Арабова, по драматургии. Я довольно часто их листаю и размышляю. Наверное, их уже можно назвать настольной книгой.

сити гуру, интервью, Елена Вернер

Планируется ли экранизация ваших произведений? Хотели бы сняться в ней? Если да, то кого вы там бы сыграли?

Экранизации планируются, пока на стадии переговоров все. А сниматься в ней я, конечно, не буду. Каждый должен заниматься своим делом, для того и существуют профессии и их разделение. На съемках, когда я работаю вторым режиссером, я, конечно, могу постоять в кадре, пройтись туда-сюда, если нужно. Но вряд ли это можно назвать ролью, правда? Помните, как Хичкок появлялся в своих фильмах? Или Эльдар Рязанов. Всегда на заднем плане или спящим…

По профессии вы – сценарист, там у вас стоят жёсткие сроки сдачи материала и не менее жёсткие правки редактора. Часто ли у вас находится время, чтобы писать в собственное удовольствие?

Время найдется, если уметь правильно им распорядиться. У меня это, естественно, получается не всегда, но я стараюсь. Когда работаешь дома и на себя, приходится как-то себя организовывать, иначе чепуха выйдет. Поэтому я разграничиваю: вот несколько часов на одну работу, вот – на другую. Вот – на прогулку. Всего по чуть-чуть.

Это интересно:  Оранжевый базар. Открытие ноября!

сити гуру, интервью, Елена Вернер

Елена, что для вас есть вдохновение?

Вспышки вдохновения очень мимолетны. Не могу сказать, что вот меня «припекло» и я пишу сутки, забыв поесть и поспать. Иногда в пограничном состоянии между сном и явью приходит в голову отличная мысль, я встаю и записываю ее, и еще несколько часов провожу за работой, прежде чем снова уснуть. Иногда на улице слышу обрывок разговора или песни, иногда мозг цепляется за какой-то образ в книге или фильме и начинает разворачивать его, додумывать, вертеть во все стороны. Все всегда по-разному.

Это самый банальный вопрос в интервью с писателем: над чем вы сейчас работаете?

Над новым романом. Подробнее рассказать не могу, у меня есть такая нехорошая черта: чем больше я говорю про свое произведение, тем неинтереснее мне его дописывать. Вроде как уже все придумано и рассказано – чего уж еще хлопотать и долбить пальцами по клавишам…

У вас много хобби, которым, я уверен, вы уделяете достаточное внимание. Как вы находите время и силы в себе, чтобы эти заниматься?

Так ведь от одного дела можно и с ума сойти. Знаете, когда я в детстве говорила маме, что устала делать уроки, она мне советовала пойти помыть полы. Тогда мне это казалось издевательством, а теперь я понимаю, что отдых – это переключение с одного рода деятельности на другое. Устала писать книгу – иди пересади цветы, или помой окна, или отправляйся на пробежку, или свари борщ и испеки пампушки. За это время в голову набежит еще больше неплохих идей.

Сейчас бешено набирают популярность электронные книги, как вы к ним относитесь?

Замечательно. Книги пишут, чтобы их читали. А в каком виде, электронном или бумажном, – это уж на усмотрение читателя остается, кому как удобнее. Я только бумажные воспринимаю. У меня память даже так устроена, что, если я вспоминаю какой-то эпизод, я помню, в каком месте он располагался на печатной странице.

Это интересно:  Самоубийцы в бизнесе

сити гуру, интервью, Елена Вернер

Есть ли у вас личная библиотека (бумажная или электронная), которую вы пополняете? Какие книги туда попадают и какие у вас критерии выбора?

Неплохая библиотека есть у моих родителей, я постоянно покупаю книги, они тоже, мы обмениваемся, так что это живой организм. Я покупаю книги очень разные, и критерий у меня только один: интересно мне это или нет. Например, из недавнего: книга «Протоязык» о древних топонимах, рассказы Маркеса, рассказы Анри Труайя, роман Бернара Вербера. Еще подарили книгу про женские архетипы. Мне вообще интересна психология в применении к творчеству, психология восприятия, архетипы, бродячие сюжеты. Мечтаю собрать библиотеку книг по этим темам.

Коснулась ли вас тема пиратства? Как вы относитесь к пиратским библиотекам?

В сети постоянно что-то появляется неофициально. Я считаю, что это неправильно, конечно. Если автор сам выкладывает произведение в свободный доступ – это одна история. А совершенно другая, когда его весьма скромный доход зависит от количества проданных экземпляров, но кто-то при этом распространяет произведение пиратски. Это преступление. Но я могу понять природу этого: в Интернете все немножечко нереальное, словно понарошку. Невещественное, не пощупать – не ухватить. Поэтому многие считают, что пиратство в Интернете – это такая игра, несерьезно и не страшно. Они не правы. Если мы хотим жить хорошо, надо научиться брать на себя ответственность и быть честным и перед реальным, и перед виртуальным миром.

Ну и напоследок, хотелось бы вас попросить дать пару советов начинающим писателям?

В творчестве советы давать бессмысленно, но можно – в его ремесленной части. Надо регулярно писать. Когда есть вдохновение и когда его нет. И еще внимательнее относиться к миру вокруг, к людям, потому что это кладезь таких парадоксов и откровений, что ни за что не выдумаешь. Мне кажется, нельзя запереться в кабинете и стать писателем. Для этого надо путешествовать, общаться с большим количеством разных людей и быть открытым новому и необычному.

Текст: Андрей Лямин

Фото: из архива Елены Вернер

Специально для CityGu.ru

Комментарии закрыты.

« »