календарь майя, повесть, что почитать

Виктория Ледерман – о себе и своём дебюте

Авг 24 • PRO Книги, Люди

Виктория Ледерман — автор повести «Календарь ма(й)я», написанной в 2014 году. Эту повесть заметили сразу же и автору был присужден приз детского жюри конкурса им. В. Крапивина (2014 г.). «Календарь ма(й)я» стала дебютной повестью преподавателя английского и французского языка из Самары. И сегодня мы побеседуем и узнаем много подробностей у автора о повести и её идее.

Виктория, это ваша первая книга для детей, выпущенная издательством КомпасГид. Скажите, есть ли ещё произведения написанные до неё или уже после?! Эти произведения для взрослой аудитории?

Это моя первая книга для детей, выпущенная издательством «КомпасГид», и кроме того, это первая детская книга, написанная мной. Я впервые попробовала себя в детской и подростковой литературе. До этого все мои «творения» были адресованы взрослым. Я писала и до этой книги, и продолжаю писать сейчас. Но сейчас мне в голову всё больше приходят детские истории и сюжеты. Оказалось, что для детей писать очень интересно, и я пока останавливаться не собираюсь.

По нашим сведениям, вы планируете осенью издать 2016 года ещё одну книгу. Расскажите про неё поподробнее?

Да, в издательстве «КомпасГид» осенью планируется выход ещё одной моей книги, которая называется «Первокурсница». Она для подростков старшего возраста, примерно для 9-11 классов. Это повесть о реальной, обычной жизни, которая нас окружает, и в которой нет ничего волшебного и фантастического. Героине семнадцать лет, она только что окончила школу и делает первые шаги в студенческой жизни. Это история о первых чувствах, о любви и разочарованиях, о верности и предательстве.

Давайте вернемся к книге «Календарь ма(й)я». Как пришла идея написать книгу, был ли какой-то случай подтолкнувший вас?

Идея написать детскую книгу появилась давно, несколько лет назад, когда в Интернете я наткнулась на конкурс, куда принимали рукописи для детей и подростков. И мне захотелось поучаствовать. Но с чем? Что можно написать для этого возраста? Как известно, писать нужно о том, о чём интересно читать самому. Я стала думать и вспоминать, что я сама любила читать, когда была подростком. И поняла, что мой самый любимый жанр — это, как сейчас говорят «городское фэнтези». Когда в нашем реальном мире, посреди обычных будней возникает вдруг какое-то нереальное, фантастическое, волшебное условие. Я поняла, что писать буду именно об этом. Я уже видела образы героев, знала их биографии, но никак не могла придумать, что же такое невероятное с ними произойдет.

Казалось, писатели уже обо всём написали. Ковер-самолет был у Крапивина, волшебная палочка у Роулинг, волшебные спички у Томина. Даже про зеркала и часы уже всё придумано. Мучилась я, мучилась и уже решила, что подростковая литература – это не мое. И вдруг однажды… Все интересные и неожиданные истории начинаются со слов «и вот однажды», правда?! И эта история не исключение.

Однажды я проснулась утром и посмотрела на свои настенные часы. И замерла в удивлении. Секундная стрелка двигалась по кругу в обратную сторону. Я даже глаза протерла и головой потрясла – как такое может быть?! Оказалось, что в часах села батарейка, и у секундной стрелки не хватало сил подняться по своей траектории. Она делала несколько движений вверх, а потом, под собственной тяжестью, отступала назад. Вот эти ее движения в обратную сторону я и увидела. И тут не было ничего невероятного. Но идея у меня уже появилась. Я решила написать о том, как часы для трех ребят-одноклассников вдруг пошли в обратную сторону. Но так было делать нельзя, ведь тогда моим героям пришлось бы и двигаться в обратном направлении, и произносить слова наоборот, как будто перематываешь назад кинопленку. Поэтому я сделала не обратный ход времени, а обратный календарь. Часы идут правильно до полуночи, а потом наступает предыдущее число. И когда я это придумала, дальше работа пошла полным ходом. От первой идеи до самой последней строчки прошло два долгих года. Тот конкурс, куда я собиралась послать эту рукопись, давно закончился. Но тут, на моё счастье, начали принимать работы на премию имени Владислава Крапивина. Я отослала рукопись и вошла в финал. А потом издательство «КомпасГид» решило её напечатать, и так появилась эта книга.

Это интересно:  Под знаком черного лебедя. Дэвид Митчелл

Что вы чувствовали, когда вашу книгу Владислав Петрович Крапивин назвал среди короткого списка победителей конкурса?

Да у меня и сейчас в голове не укладывается, как такое может быть! Я в детстве зачитывалась книгами Крапивина, потом читала их своим детям… И вдруг, спустя много лет случилось так, что САМ Владислав Петрович читал мою рукопись!!! И даже дал согласие на её выход в финал! Я просто не могла в это поверить. Мне казалось это чудесным сном, который скоро закончится, и я очень боялась проснуться.

Чувствуете ли вы себя писателем после издания этой книги?

Нет, писателем я себя не чувствую. Мне ближе слово «автор». Автор — это тот, кто своим трудом что-то создал. С этим я могу согласиться. Я создала это произведение своим трудом, значит, я – автор. Писатель – это уже статус, это очень солидно и ответственно. Писатель – это много изданных книг, признание читателей, известность. Нет, я просто автор, к тому же, начинающий. Мне еще работать и работать…

про книги, новая книга, для подростков, почитать с подростком, саратов, компасгид

Как рождались главные герои книги «Календарь ма(й)я»? Кто первым вышел из под пера, а чей образ дался наиболее тяжело?

Мне сложно ответить на этот вопрос… Я сама не могу проследить этот процесс, а уж тем более объяснить его. Как рождается образ? Я не знаю. Это как в песне Волшебника из фильма «Обыкновенное чудо»: «Из пустоты, из ничего, из сумасбродства моего вдруг проступает чей-то лик…. И обретает цвет и звук, и плоть и страсть…». И вот я уже вижу героя, и знаю, как его зовут, и знаю, как он выглядит, как говорит. Будто я не придумываю, а узнаю его всё больше и больше. Потом наступает момент, когда я понимаю – всё! Я знакома с ним и могу помещать в сюжет, в предполагаемые условия. Насчет того, кто первым из троих героев появился на свет… Наверное, Глеб. Именно он, такой резкий, упрямый, и в то же время находчивый и смелый – пусковой механизм этой истории, именно из-за него завертелась вся карусель. А потом уже «родились» его товарищи по несчастью, практически одновременно. Особых сложностей в создании персонажей не возникало, наоборот, было очень увлекательно. Ведь я впервые разрабатывала образы героев-детей.

Давайте поговорим о название книги. Как человек, который достаточно часто пишет я понимаю, что порой название становится самой трудной частью текста. Но порой, что бывает значительно реже, название приходит сразу. Как было у вас?!

К счастью, у меня проблем с названием почти не возникает. (Было один раз, уже позже «Календаря» – название никак не приходило, казалось, повесть устроила мне забастовку. Так я и не придумала ничего подходящего и отправила на конкурс с названием, которое мне совершенно не нравилось). Название «Календарь ма(й)я» появилось практически сразу, как только я поняла, что буду писать про обратный календарь, про символы, напоминающие раннюю письменность цивилизации майя, и что действие будет происходить в мае. Я рада, что название понравилось издательству, и они не стали его менять.

Давайте вернемся к сюжету книги «Календарь ма(й)я». Верите ли вы в то, что это может случиться в нашей обычной жизни?

Думаю, что такое вряд ли может произойти в обычной жизни. Реальность так сильно отличается от фантастики! И это хорошо. Привлекательность таких историй (и вообще жанра фантастики и фэнтези) как раз в том, что они НИКОГДА не произойдут на самом деле. Не думаю, что кому-нибудь в реальной жизни хотелось бы оказаться в таких условиях. Согласитесь, насколько хорошо и приятно сопереживать героям, сидя в уютной постели и попивая горячий чай с шоколадкой. И совсем другое дело – быть внутри истории, переживать всё это лично и не знать, чем закончатся твои опасные приключения.

Это интересно:  У России огромный потенциал, только надо его активно развивать

Как бы вы себя повели, оказавшись вы на месте героев книги?

Каждый автор в каждом своем произведении оставляет частичку себя, своих мыслей, своего характера, своих предпочтений… И его герои отчасти поступают так, как поступил бы он сам в подобной ситуации. В целом, автор ведёт своих персонажей тем путем, которым шёл бы сам. Поэтому, наверное, я выбиралась бы так же, как и они. Конечно, они дети, и мыслят немного иначе, и иногда ошибаются в силу своей неопытности, неорганизованности и разобщенности… Но во всяком случае, главные точки этого маршрута остались бы теми же.

Кто из героев вам ближе по душе, а чей характер и действия вы не можете принять?

Я не могу выделить какого-то одного героя. Они все для меня близкие, родные и понятные. Они для меня существуют только все вместе, вся троица. Они очень разные, и в то же время дополняют друг друга. Каждому отведена своя роль, своя задача, но они – единое целое, как бы один организм. И когда они, наконец, понимают это, когда начинают ощущать себя не отдельными единицами, которыми они предстают перед нами вначале, а единой командой, вот тогда им удается выпутаться из этой невероятной истории.

Скажите по секрету читателям портала citygu.ru – ждать ли продолжения книги «Календарь ма(й)я»?

Скорее всего, продолжения у «Календаря ма(й)я» не будет. Я не сторонник продолжений, если они не были задуманы с самого начала. Если автор сразу знал, что будет писать, к примеру, трилогию – это одно. А если он написал историю с «разовым» сюжетом (как «Календарь»), а потом стал придумывать продолжение только потому, что книгу хорошо покупают… Это ни к чему хорошему не приведет. Вторая книга всё равно окажется хуже, потому что первая идея была как вспышка молнии, она захватила автора полностью, и это его настроение и азарт передался читателю. А вторую он будет вымучивать, потому что НАДО, и потому что ЖДУТ. И потом сами же читатели будут сравнивать её с первой и говорить, что это не то, что они ожидали. Это мое личное мнение. Поэтому я говорю «нет». Я лучше дождусь, когда снова «вспыхнет» идея, и напишу что-то подобное, но с другими героями и другим сюжетом.

На книжном рынке сейчас достаточно много детской литературы, подскажите, чем, по вашему мнению, нужно руководствоваться родителям и подросткам выбирая книги?

Какие рекомендации тут можно дать? Думаю, каждый родитель, выбирая детскую книгу, руководствуется в первую очередь здравым смыслом. Он смотрит, чтобы эта книга подходила ребенку по возрасту, чтобы она развлекала ребенка и параллельно чему-то учила, чтобы она не содержала, как сейчас говорят, вредоносной информации. Остерегаясь этого, многие родители предпочитают покупать книги, которые читали в детстве сами и избегают новых, современных книг, от которых не знают, чего ожидать. Самые ответственные родители сначала читают детскую книгу сами, если она им незнакома, либо ищут информацию о ней в интернете. Подростки выбирают книги по своим интересам и по совету своих друзей, мнению которых они доверяют больше, чем мнению родителей. Ну, наверное, так и нужно выбирать – сначала собрать информацию, прочитать все отзывы, послушать мнение людей, которые эту книгу уже читали, а потом прочитать самим, чтобы составить собственное мнение. Ведь, как известно, сколько людей, столько мнений. Одна и та же книга может привести в восхищение одного и оставить равнодушным другого.

Беседовала Наталья Поккине
Фото из архива издательства КомпасГид и Виктории Ледерман
Специально для CityGu.ru

Комментарии закрыты.

« »