афиша Саратова, афиша онлайн, афиша спектаклей, афиша концертов, куда сходить, классическая музыка, опера и балет, театр, афиша театра, Саратов, Балаганчик, Драма, Версия, Балаганчикъ, Филармония, Теремок, Аффект, Грани, Машин Хэд, Machine Head

Волшебная сказка танца: «Тысяча и одна ночь» на сцене театра оперы и балета

Апр 19 • PRO Искусство, В НОМЕР

Балет «Тысяча и одна ночь» Фикрета Амирова был поставлен в Саратове в 1987 году и с неизменным успехом шел на сцене театра оперы и балета в течение двадцати лет. Но вот уже выросли дети, которые не видели прекрасных восточных сказок, рассказанных языком танца, и спустя четырнадцать лет под руководством народного артиста России Игоря Стецюр-Мовы балет «Тысяча и одна ночь» вернулся на саратовскую сцену. Премьера восстановленного по оригинальному либретто Анатолия Дементьева спектакля состоялась 16 апреля 2021 года.

О спектакле

В основу балета «Тысяча и одна ночь» легли четыре повествования из знаменитого собрания восточных сказок: о царе Шахрияре (которая, собственно, и является объединяющей сюжетной линией для всех «дозволенных речей» Шахразады), о птице Рухх, об Алладине и Али-Бабе. Связанные единой историей о царе Шахрияре, эти сюжеты плавно перетекают друг в друга, создавая ощущение единой непрекращающейся сказки – по-восточному яркой, манящей и прекрасной. При этом границы каждой истории четко обозначены невероятно элегантными и эмоциональными дуэтами Шахрияра и Шахразады.

Спектакль вообще смотрится очень цельно. Для зрителей вполне привычны классические сольные партии, которые выглядят несколько обособленно, как отдельные танцевальные номера, где все внимание сосредоточено на солисте (или дуэте). В «Тысяче и одной ночи» нет привычных пауз, нет ощущения прерванного действия, «подготовки». Все танцы, все сцены соединены плавно и органично. Наверняка технически это очень сложно для артистов, но зритель этого не чувствует – настолько легко и завораживающе выглядит происходящее на сцене. Зачастую танцевальные партии словно наслаиваются одна на другую, создавая весьма реалистичное ощущение не просто диалога с чередующимися репликами, а живого разговора, в котором нет молчаливых фигур, дожидающихся своей очереди. Это очень трудно передать словами, это надо просто увидеть.

Это интересно:  НЕ НОЙ. Джен Синсеро

«Тысяча и одну ночь» с полным правом можно назвать современным балетом не только из-за времени написания и постановки. Хореография сочетает в себе утонченную классику и более резкую, почти графическую пластику. Получилось необычно, с большим вкусом и просто красиво. Вообще «красиво» — это определение, которое можно смело применить к спектаклю в целом: к музыке, к хореографии, к актерам, к костюмам, к декорациям. Это красиво. Это по-восточному роскошно и столь же по-восточному утонченно.

афиша Саратова, афиша онлайн, афиша спектаклей, афиша концертов, куда сходить, классическая музыка, опера и балет, театр, афиша театра, Саратов, Балаганчик, Драма, Версия, Балаганчикъ, Филармония, Теремок, Аффект, Грани, Машин Хэд, Machine Head

Яркие моменты

Спектакль ярок весь, сам по себе. Но даже в самом прекрасном произведении есть моменты, которые запоминаются больше всего. Не потому, что они лучше всего остального, а в силу индивидуального зрительского восприятия.

Каждая новая сказка отделяется от другой сценой Шахрияра (Петр Бочков) и Шахразады (Татьяна Князюкова). «И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи». И каждый раз рядом появляются палачи, готовые исполнить волю Шахрияра и казнить дерзкую красавицу. И каждый раз Шахрияр, словно пробуждаясь от очарования волшебной сказки, снова вспоминает свою боль от предательства Нуриды (Кристина Кочетова) и свой затмевающий разум гнев. Он не просто отсылает палачей восвояси, чтобы послушать очередную увлекательную историю, он мечется, он борется с собой. Шахрияр понимает, что влюбляется, а это страшно – еще слишком свежа и глубока рана в душе, слишком велик страх снова быть обманутым. И руки Шахрияра, только что обнимавшие Шахразаду, тянутся к ее шее. И как спокойно и достойно Шахразада подается навстречу этим рукам, открывая свое горло! Невероятно эмоциональный и тонкий эпизод, повторение которого только усиливает его драматизм.

Нельзя не сказать и о «главных злодеях», из-за которых, собственно, и началась эта история, — о Нуриде и ее рабе. Переход от показной печали при расставании с Шахрияром к бурному восторгу у Нуриды великолепен. Она оживает, она не может сдержать радость. Понимаешь и веришь, что именно сейчас она – настоящая. И эта настоящая Нурида, несмотря на свою красоту, чертовски непривлекательна. Контраст настолько разителен, что им нельзя не залюбоваться!

Это интересно:  Отзыв на книгу Луи Стоуэлл "Дракон в библиотеке"

Раб Нуриды (Алексей Михеев) под стать своей хозяйке. Это не любовь к недоступной женщине, которую он вдруг получил шанс выразить, это даже не страсть. Это сообщничество, это наглость раба, получившего возможность посмеяться над своим господином (за его спиной, конечно!).  И каким бесподобно жалким он мгновенно становится в своем страхе перед казнью! Перевоплощение происходит неуловимо и мгновенно. Кажется, и о прощении-то он не может умолять не из-за признания своей вины, а все из-за того же парализующего животного страха. Отдельное браво!

Послевкусие

Балет «Тысяча и одна ночь» увлекает зрителя, как сказки Шахразады Шахрияра, захватывая с первой минуты и не отпуская до самого конца. Он не оставляет шанса расслабиться, отвлечься. Смотрится на одном дыхании. Это ярко. Это завораживающе. Это очень сильно. Это просто красиво.

И, если совсем уж кратко резюмировать, полученное удовольствие превосходит ожидания.

Текст: Елена Имбирева

Фото: предоставлены Саратовским академическим театром оперы и балета

Специльно для CityGu.ru

Комментарии закрыты.

« »