афиша Саратова, афиша онлайн, афиша спектаклей, афиша концертов, куда сходить, классическая музыка, опера и балет, театр, афиша театра, Саратов, Балаганчик, Драма, Версия, Балаганчикъ, Филармония, Теремок, Аффект, Грани, Машин Хэд, Machine Head, онлайн

«Возвращение Горновицы» — театральная ВЕРСИЯ

Июн 6 • PRO Искусство, В НОМЕР

В Саратовском театре драмы для детей и молодежи «Версия» состоялась премьера детского спектакля «Возвращение Горновицы». До конца театрального сезона зрители смогут увидеть эту уникальную постановку еще несколько раз. И надо сказать, что на июньские спектакли билетов почти не осталось, несмотря на то, что ограничения на посещение театров наконец-то сняты полностью.

Почему появился этот спектакль

Спектакль «Возвращение Горновицы» стал завершающим этапом фестиваля «Саратовская старина», который проводился театром «Версия» совместно с Палатой ремесел и Саратовским этнографическим музеем на средства гранта Правительства РФ с осени прошлого года. Фестиваль был посвящен истории культуры и быта Саратовской земли. На мастер-классах и интерактивных лекциях дети-участники фестиваля знакомились со ремеслами, играми и повседневным бытом наших пра-пра-пра-бабушек и пра-пра-пра-дедушек. Но главной идеей, с которой, собственно, все и началось, стала история возрождения сратовской глиняной игрушки. Традиция ее изготовления и украшения была почти утеряна. От полного забвения ее практически в одиночку спас замечательный мастер Петр Петрович Африкантов. Сейчас у него есть ученики, продолжающие уникальную традицию, а саратовская глиняная игрушка, которая, по некоторым данным, старше знаменитой дымковской, признана нематериальный культурным наследием края. На театрализованных мастер-классах, предшествовавших появлению спектакля, дети сами лепили и украшали традиционные саратовские глиняные игрушки, а самые талантливые и активные юные участники фестиваля прошли кастинг на участие в спектакле «Возвращение Горновицы», поставленный по сказке Африкантова. Очень важно, что премьера спектакля состоялась в 2022 году, названном Годом культурного наследия народов России.

Сказочная история

Кто же такая Горновица и что значит ее возвращение? Горновица – сказочное существо, дочь Огня. Она красива и ценит настоящую красоту, потому часто появляется в горнах, где гончарных дел мастера обжигают свои изделия. За понравившейся вещью может проследить да подсобить мастеру, чтобы обжиг прошел хорошо, а неудачную, сделанную без души, и разбить может. Но вот беда – понимая внутреннюю красоту даже самой непритязательной глиняной игрушки, видя вложенную в нее любовь, Горновица сама не знает любви. И очень хочет ее испытать – настоящую, человеческую, ту, что сильнее всего на свете. Но как ее получить? Этого она тоже не знает.

Это интересно:  Стартует третий этап кубка России по киберспорту

Горновица может указать мастеру, где найти чудесную глину и обжечь вылепленную вещь так, что и глаз от нее не отвести, и разбить-сломать невозможно будет ни нарочно, ни случайно. Только не жди добра от дочери Огня – слишком много требует она за свою помощь.

Много лет назад приглянулся Горновице гончар-игрушечник, который делу своему всю душу отдавал. И сгинул тот мастер невесть куда, оставив жену с малым сынишкой… Прошло время, сын вырос и стал мастером отцу под стать. Все у него хорошо да ладно: жена-красавица, дело любимое спорится, детишек полон дом – делу гончарному сызмальства обучаются. Долго наблюдала Горновица за молодым гончаром и однажды снова появилась в старом горне, где еще его отец игрушки обжигал…

О спектакле

Таких спектаклей, как «Возвращение Горновицы» на саратовской сцене немного (а есть ли они вообще?) – тема фольклора, народных традиций сегодня не самая модная. А ведь те же сказы Бажова – удивительный волшебный мир, мудрый, тонкий, манящий. И Горновица, пожалуй, сродни если не Огневушке-поскакушке (у того огненного духа характер все-таки полегче, поозорнее), то уж точно Медной горы Хозяйке, — то же умение ценить истинную красоту и талант мастера, то же могущество в своей стихии, та же тяга к недостижимым для нее человеческим чувствам. Да и помощь, которую оба этих духа стихии могут оказать достойным мастерам, в итоге людям добра не приносит. Разве что Медной горы Хозяйка кажется старше и мудрее, но ведь таковой представляется и Земля по сравнению со стихией Огня.

Горновица разительно отличается от всех остальных героев сказки – и внешне, и по манере разговаривать, держаться. Это словно подчеркивает, насколько она чужда миру людей, насколько она сама не человек, хоть и предстает в людском обличии. И люди, такие слабые, такие «недолговечные» по сравнению с дочерью Огня, остаются для нее непостижимыми, непонятными, а их человеческие чувства – недоступными.

Это интересно:  Фантазии Норы Майорош

Спектакль яркий, с прекрасными стилизованными костюмами и декорациями (для работы над спектаклем была приглашена Ольга Владимировна Колесникова, главный художник Саратовского ТЮЗа).

Особой «изюминкой» постановки можно назвать настоящие народные песни Саратовской губернии в исполнении артистов театра и участников детского фольклорного ансамбля. Веселые, немного бесшабашные, эти песни нередко играются (именно играются, а не просто поются) в моменты, предшествующие проявлению колдовства Горновицы, усиливая ощущение тревожности, которую пытаются прогнать дети и взрослые, собравшиеся в доме гончарных дел мастера Егора. А ведь матушка его чувствует приближение беды, помнит, что случилось с ее мужем Григорием, лучшим на всю округу гончаром-игрушечником.

В сказку плавно вплетаются рассказы о саратовской глиняной игрушке, традициях и символике ее украшения, об устройстве гончарного горна, о работе с глиной. В общем, спектакль получился яркий и необычный, можно даже сказать, несколько непривычный для юных представителей саратовской публики. Вот что в нем вполне традиционно, так это прекрасный актерский ансамбль – в спектакле заняты артисты театра «Версия» Евгения Смирнова, Татьяна Чупикова, Владимир Кабанов, Александр Демидов, Анна Суворова, Антон Титов, Елена Петрова.

Что сулит семье Егора возвращение Горновицы, чем кончится противостояние простых смертных людей и бессмертного духа Огня? Не будем лишать зрителей, и юных, и вполне взрослых, еще не посмотревших новый спектакль «Версии», удовольствия узнать ответы на эти вопросы самостоятельно.

Текст: Елена Имбирева

Фото: Максим Макуров

Специально для CityGu.ru

Комментарии закрыты.

« »