В Саратовском театре драмы для детей и молодежи «Версия» состоялась премьера детского спектакля «Возвращение Горновицы». До конца театрального сезона зрители смогут увидеть эту уникальную постановку еще несколько раз. И надо сказать, что на июньские спектакли билетов почти не осталось, несмотря на то, что ограничения на посещение театров наконец-то сняты полностью.

Почему появился этот спектакль

Спектакль «Возвращение Горновицы» стал завершающим этапом фестиваля «Саратовская старина», который проводился театром «Версия» совместно с Палатой ремесел и Саратовским этнографическим музеем на средства гранта Правительства РФ с осени прошлого года. Фестиваль был посвящен истории культуры и быта Саратовской земли. На мастер-классах и интерактивных лекциях дети-участники фестиваля знакомились со ремеслами, играми и повседневным бытом наших пра-пра-пра-бабушек и пра-пра-пра-дедушек. Но главной идеей, с которой, собственно, все и началось, стала история возрождения сратовской глиняной игрушки. Традиция ее изготовления и украшения была почти утеряна. От полного забвения ее практически в одиночку спас замечательный мастер Петр Петрович Африкантов. Сейчас у него есть ученики, продолжающие уникальную традицию, а саратовская глиняная игрушка, которая, по некоторым данным, старше знаменитой дымковской, признана нематериальный культурным наследием края. На театрализованных мастер-классах, предшествовавших появлению спектакля, дети сами лепили и украшали традиционные саратовские глиняные игрушки, а самые талантливые и активные юные участники фестиваля прошли кастинг на участие в спектакле «Возвращение Горновицы», поставленный по сказке Африкантова. Очень важно, что премьера спектакля состоялась в 2022 году, названном Годом культурного наследия народов России.

Сказочная история

Кто же такая Горновица и что значит ее возвращение? Горновица – сказочное существо, дочь Огня. Она красива и ценит настоящую красоту, потому часто появляется в горнах, где гончарных дел мастера обжигают свои изделия. За понравившейся вещью может проследить да подсобить мастеру, чтобы обжиг прошел хорошо, а неудачную, сделанную без души, и разбить может. Но вот беда – понимая внутреннюю красоту даже самой непритязательной глиняной игрушки, видя вложенную в нее любовь, Горновица сама не знает любви. И очень хочет ее испытать – настоящую, человеческую, ту, что сильнее всего на свете. Но как ее получить? Этого она тоже не знает.

Горновица может указать мастеру, где найти чудесную глину и обжечь вылепленную вещь так, что и глаз от нее не отвести, и разбить-сломать невозможно будет ни нарочно, ни случайно. Только не жди добра от дочери Огня – слишком много требует она за свою помощь.

Много лет назад приглянулся Горновице гончар-игрушечник, который делу своему всю душу отдавал. И сгинул тот мастер невесть куда, оставив жену с малым сынишкой… Прошло время, сын вырос и стал мастером отцу под стать. Все у него хорошо да ладно: жена-красавица, дело любимое спорится, детишек полон дом – делу гончарному сызмальства обучаются. Долго наблюдала Горновица за молодым гончаром и однажды снова появилась в старом горне, где еще его отец игрушки обжигал…

О спектакле

Таких спектаклей, как «Возвращение Горновицы» на саратовской сцене немного (а есть ли они вообще?) – тема фольклора, народных традиций сегодня не самая модная. А ведь те же сказы Бажова – удивительный волшебный мир, мудрый, тонкий, манящий. И Горновица, пожалуй, сродни если не Огневушке-поскакушке (у того огненного духа характер все-таки полегче, поозорнее), то уж точно Медной горы Хозяйке, — то же умение ценить истинную красоту и талант мастера, то же могущество в своей стихии, та же тяга к недостижимым для нее человеческим чувствам. Да и помощь, которую оба этих духа стихии могут оказать достойным мастерам, в итоге людям добра не приносит. Разве что Медной горы Хозяйка кажется старше и мудрее, но ведь таковой представляется и Земля по сравнению со стихией Огня.

Горновица разительно отличается от всех остальных героев сказки – и внешне, и по манере разговаривать, держаться. Это словно подчеркивает, насколько она чужда миру людей, насколько она сама не человек, хоть и предстает в людском обличии. И люди, такие слабые, такие «недолговечные» по сравнению с дочерью Огня, остаются для нее непостижимыми, непонятными, а их человеческие чувства – недоступными.

Спектакль яркий, с прекрасными стилизованными костюмами и декорациями (для работы над спектаклем была приглашена Ольга Владимировна Колесникова, главный художник Саратовского ТЮЗа).

Особой «изюминкой» постановки можно назвать настоящие народные песни Саратовской губернии в исполнении артистов театра и участников детского фольклорного ансамбля. Веселые, немного бесшабашные, эти песни нередко играются (именно играются, а не просто поются) в моменты, предшествующие проявлению колдовства Горновицы, усиливая ощущение тревожности, которую пытаются прогнать дети и взрослые, собравшиеся в доме гончарных дел мастера Егора. А ведь матушка его чувствует приближение беды, помнит, что случилось с ее мужем Григорием, лучшим на всю округу гончаром-игрушечником.

В сказку плавно вплетаются рассказы о саратовской глиняной игрушке, традициях и символике ее украшения, об устройстве гончарного горна, о работе с глиной. В общем, спектакль получился яркий и необычный, можно даже сказать, несколько непривычный для юных представителей саратовской публики. Вот что в нем вполне традиционно, так это прекрасный актерский ансамбль – в спектакле заняты артисты театра «Версия» Евгения Смирнова, Татьяна Чупикова, Владимир Кабанов, Александр Демидов, Анна Суворова, Антон Титов, Елена Петрова.

Что сулит семье Егора возвращение Горновицы, чем кончится противостояние простых смертных людей и бессмертного духа Огня? Не будем лишать зрителей, и юных, и вполне взрослых, еще не посмотревших новый спектакль «Версии», удовольствия узнать ответы на эти вопросы самостоятельно.

Текст: Елена Имбирева

Фото: Максим Макуров

Специально для CityGu.ru

Вам будет интересно

  • О презентации ТЮЗа Киселева на Международной выставке-форуме «Россия»

    Мар 2024

    С 15 по 18 марта 2024 г. на Саратовском стенде павильона № 75 ВДНХ состоялась презентация первого в мире профессионального театра для детей – Саратовского ТЮЗа Киселева. Мероприятие ТЮЗ стало одним из главных ...

    читать
  • Премьера в ТЮЗ – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

    Мар 2024

    23 марта 2024 года в Саратовском ТЮЗе состоится премьера спектакля «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Новая постановка станет представлена как подарок для всех саратовцев к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича ...

    читать
  • Кулинарные книжные новинки: азиатская кухня, книги для записи рецептов

    Мар 2024

    Рецепты для отаку! Приготовьте то, что видели в любимых аниме Внутри — 41 рецепт, который поможет попробовать блюда и напитки из аниме в реальной жизни. Страницы красочно оформлены в мультяшном стиле — здесь ...

    читать
  • Новинки серии «СОЗВЕЗДИЕ. Вяжем с лучшими мастерами страны»

    Мар 2024

    Вязание уже давно перешло из разряда ремесла в разряд творчества. Вяжут не только женщины, но и мужчины, молодые люди и даже подростки, ведь это всем доступный способ реализовать свой потенциал и создать уникальные ...

    читать
  • Речфлот. Алексей Иванов

    Фев 2024

    Информируем о выходе новой книги: "Речфлот". Автор Алексей Иванов. О книге Книга «Речфлот: История речного флота Российской империи и Советского Союза» послужила исторической основой романа Алексея Иванова «Бронепароходы» и продолжает серию документальных книг ...

    читать
  • Котлеты с сыром. Рецепт

    Фев 2024

    Можно сделать куриные котлеты с сыром, такая начинка придаст пикантности и яркого вкуса этому блюду. Чтобы ее приготовить, понадобится следующие ингредиенты. 300 гр куриного фарша; 1 репчатый лук; 3 зубчика чеснока; зелень по ...

    читать