Юлий Ридель

Юлий Ридель: «Я верю, что человек создан быть счастливым. И чтобы быть таким – важно не мешать, слушать как ведет себя судьба»

Мар 27 • В НОМЕР, Люди

Даже если вы не артист и совершенно непричастны к этой деятельности вы всё равно видели профессиональную игру Юлия на сцене таких театров как ТЮЗ, Версия, уличный театр «Широко Шагая», химическое научное шоу и… на самом деле всего не перечислишь. Юлий берется за самые интересные и актуальные проекты как на театральных подмостках, так и в развлекательных сферах. Сегодня, пообщавшись с Юлием, мы узнаем о его профессиональном опыте, грандиозных планах и оптимистичных взглядах на жизнь.

Юлий, расскажите о себе, как вы попали в чарующий мир театра?

На самом деле все как-то само собой складывается. Я верю, что человек создан быть счастливым. И чтобы быть таким – важно не мешать, слушать, как ведет себя судьба. Например, вот придумаешь что-то и начинаешь реализовывать, а проект не идет. Ты стараешься, а жизнь двигает тебя в другом направлении. И вот в этот момент важно понять и прислушаться! Я считаю, что моя профессиональная карьера складывалась без сучка и задоринки, все шло своим чередом.

Мама хотела, чтобы я был поваром, но, поступив в художественное училище получил нестандартное образование «дизайнер-художник». Далее хотел попасть на архитектуру, но поступил в театральный. Проходил экзамены в оба учреждения, результаты были в одно время. И так получилось, что в театральный я прошел, а на архитектуру нет.

Юлий Ридель

А почему архитектурный?

С учетом того, что я уже выучился на дизайнера – мне это было очень интересно. Преподавали у нас ВУЗовую программу. И пока все рисовали фирменные стили, нас учили работать со светом в архитектуре, помещениях, то есть работали мы со светом в пространстве.  Для меня эти 4 года были движением в направлении архитектуры. И кстати, не так давно это замкнулось – я вел Архитектурный Оскар, где встретил много знакомых и друзей.

Театральный тоже случайно?

Я думаю, да. Когда поступил в театральный, мне кажется я все 4 года обучения не понимал, чем же я занимаюсь. И только когда поступил в ТЮЗ и начал играть много центральных ролей – стал понимать, что такое актер, осознал философию актерского мастерства.

Потом ты уехал. Зачем? 

На самом деле поделюсь: после выпуска из театрального многие свежеиспечённые актеры решают сразу покорять Москву. У меня не было такого желания, поэтому я ушел работать в ТЮЗ. А вот спустя столько лет, решил что-то поменять в своей жизни и, уволившись, уехал.

Юлий Ридель

Давай вернемся к первому выходу на сцену. Как это было?

Выходить на сцену страшно, но на самом деле я не понял, как вышел.

Могу сравнить похожие чувства, когда ты на сцену выходишь – светят софиты, и ты видишь только партнеров! И больше никого. Следующий этап, когда я вышел аниматором (в event-бюро Сарафан и их уличный театр «Широко Шагая»). Вот там я столкнулся со зрителем, как говорится, без «четвертой стены», когда работать надо в жанре клоунады лицом к лицу. Но и к этому я привык.

Как говорят в театральном словами Станиславского: «Трудное надо сделать привычным, привычное – легким, легкое – приятным». Вот такой путь и складывается, и от всего, что делаешь, получаешь удовольствие. А что его не приносит – отсекаешь! Я принял такую догму: буду заниматься тем, что приносит удовольствие, чтобы финансовый баланс не перевешивал.

Юлий, ты давно выходишь на сцену к зрителю, скажи не приелось ли тебе?

Давайте начнем с самого начала. В своей театральной студии «Феникс» детям, когда они начинают скучать, я поясняю так: поймите, в жизни вас веселить никто не будет. И создавать для вас идеальные условия тоже. Поэтому нужно понять и принять, что артист – это человек, который постоянно должен придумывать, зачем, почему и для кого он выходит на сцену. Он как маленький ребенок, который играет в совершенно разные игры, разыгрывает разные сюжеты с одними и теми же игрушками. И артисту нужно не играть роли, а примерять на себя настоящее, но в игре. Жить полными чувствами, но понарошку. Настоящее актерское мастерство близко к этому. И если играть по-другому, то смотреть это будет невозможно – зритель поймет всё!

Это интересно:  «Али-Баба и разбойники» – новая старая сказка

Юлий Ридель

Как ты вышел за стены ТЮЗа?

Когда ты находишься в замкнутом пространстве одного театра, где жизнь идет по своим правилам, сложно понять, что же есть еще. И вот однажды я совершенно сознательно вышел за рамки, и для меня открылся мир. Тогда я начал преподавать. Ведь когда ты начинаешь преподавать, то начинаешь и получать. Этот закон простой: не отдавая, ничего не получишь.

Собственно, как только я начал преподавать, то начались открываться другие перспективы театра. Мы много об этом говорили, например, о театре Анатолия Васильева «Глобус» как новом направлении. В Москве Анатолий так и не был признан, поэтому уехал в Париж, где сейчас прекрасно себя чувствует на его сценах. А его театр возглавил саратовский ученик Игорь Яцков, который работал на сцене ТЮЗ. В этом театре немного другой подход: в нем есть структурная работа с энергией, здесь нет зрителей, только свидетели. Как вы понимаете, что смысл театра и его постановок обостряется, зритель становится одним из действующих персонажей. То есть это структурный театр (так я назвал его для себя), когда геометрическая и энергетическая структуры выстраиваются над пространством сцены и над зрителем, и все это соединяется в один процесс на сцене, который взаимоинтересна и зрителю и артисту. Все они узнают что-то новое о себе, да и роль на самом деле зеркалит твою жизнь в целом. Например, буквально два месяца назад я стал папой. В это же время я начал репетировать роль отца Золушки, потом – короля, то есть отца принца. Если смотреть на какие-то знаки, то я считаю, что всё говорит о том, что я правильно сделал свой выбор.

Ты веришь в знаки, а в приметы ты веришь?

Для меня приметы это некие матрицы поведения, то есть на них основывается управление реальностью. Например, я не верю в то, что если отдавать деньги вечером, то денег не будет. Хотя наверняка есть равновесие. И когда чешется правая рука (это к отдаче денег), я заражаю ей левую, чтобы часть получить, а не всё отдавать. Я считаю, что это подействует, а равновесие не будет нарушено.

Юлий Ридель

Расскажи поподробнее о приметах в театре.

Одна из самых распространенных: если роль упала на пол, то она не получится. Нужно попой сесть, досчитать до пяти, приложить роль к попе встать. Гвоздь на цене нашел – роль. Если гвоздь гнутый, то в театре это ничего хорошего не означает, а вот в киносъемках строго наоборот.

После возвращения в Россию, ты пошел в театр «Версия», а потом стал вести театральную группу в «Созвездии».  Как ты пришел к своей театральной студии «Феникс»? И почему именно детская студия?

Все началось ещё во время моего отъезда из Саратова, когда я уезжал навсегда в Европу, уходя из театра ТЮЗа (уезжал я через Украину, чтобы далее уже попасть в Европу). На Украине меня пригласили преподавать в модельную школу. И во время этого преподавания я понял, что вместе с учениками развиваюсь, как уже говорил ранее: отдавая, получал. И этот процесс был постоянный. В 2012 году я вернулся в Саратов: приехал за зимними вещами и остался. У меня настали 8 месяцев вакуума, во время которого я преподавал, вел индивидуальные занятия. А в это время мир складывался сам.

Одновременно я съездил на такую занятную вещь, как Випассана – это по сути медитация, но здесь ты не читаешь мантры, а молчишь и слушаешь только себя. У тебя нет телефона, интернета, почты, связи с миром вообще. Ты учишься управлять своим вниманием, слушаешь дыхание. И вот что интересно: когда я приехал, мне сразу предложили выйти в театр «Версия» и подрабатывать в театре «Карамелька» (выездной театр, в основном для детских садов). А в сентябре 2013 года я вышел уже в «Созвездие».

Это интересно:  «КняZZ» был в Саратове!

А дети, потому что со взрослыми уже сложно. Они не хотят доверяться режиссеру, сами пытаются сделать и не слушают. В общем, несерьезно относятся к процессу. А дети… С ними, конечно, тоже сложно: они могут заскучать, так же не понимать, что театр требует работы. И просто пойдя на курсы, ты еще не станешь актером – эту мысль нужно доносить буквально до каждого. Для работы на сцене нужно много трудиться, любить свое творчество и все время искать что-то новое.

Юлий Ридель

Что для тебя театр?

Театр – моя жизнь. Театр – это мой путь.

Где ты сейчас преподаешь?

Да, действительно, преподаю я не только в театральной студии «Феникс», но и в модельных школах, 21 школе.

Кстати, студия «Феникс» расположилась в здании старого ТЮЗа на улице Вольской. Скоро будет наш первый премьерный показ спектакля «Маленький Принц». Черновой показ спектакля мы провели в «Созвездии». Но теперь мы приглашаем всех желающих на премьеру в здание старого ТЮЗ в конце апреля.

Кто теперь эти дети, которые уже прошли обучение у тебя?

Те, кто учится у них очень сложная школьная застройка. Они зарыты в шаблонах, не имеют возможности эмоционально окрасить даже свои школьные роли. Поэтому, проходя обучение, они начинают не только тоньше чувствовать моменты, понимать их, но и эмоционально окрашивать, согласно своим внутренним ощущениям. Эти дети либо продолжают ходить в студию, либо сменили своё хобби на другое.

Какие возрастные группы для обучения в студии?

В будущем я буду делить по возрастным группам: 8-12 лет, 13-18 лет. Я планирую ещё младшую группу, возможно от 3-4 лет. Опыт работы у меня был в модельной школе с детьми от 3 лет, я нашел с ними контакт. По опыту могу сказать, что если вести их с самого начала, то эффект от обучения будет максимальным.

Юлий Ридель

Что ты хочешь видеть в итоге от детей, которые у тебя обучаются?

В принципе, если человек уйдет и научится самостоятельному мышлению и проявлению интереса к тому, чем он занимается (не потому что мама сказала, а потому что это выбрал ребенок сам) – это будет идеально.

Я не сторонник того, чтобы всех детей отдавали в театральный. Но я сторонник того, чтобы дети сами выбирали место где им действительно будет комфортно и интересно!

А с чем обычно приходят родители, приводящие детей в студию?

Первые идут с твердым намерением: «Он у меня так классно пародирует. Ему место в театральном. Нужно из него сделать артиста».

Вторые: «Он такой зажатый и стеснительный, хочу, чтобы он себя спокойно чувствовал на людях».

На мой взгляд у родителей истинной мотивации нет. Чтобы, например, сам ребенок попробовал и понял – надо ему это или нет. Все хотят результата, но не понимают, что сам процесс охватывает гораздо больше областей, нежели им кажется. И результат обязательно будет.

Какая для тебя роль самая запоминающаяся?

В ТЮЗе, постановка питерского режиссера Анатолия Праудина по мотивам пьесы «Полковнику никто не пишет» Гарсия Маркеса; называлась она «Гальера». Я играл сына полковника в революционном городке, которого убивают на петушиных боях. И потом я играю петуха этого полковника. То есть я существую в образе петуха.

Юлий Ридель

Какие у тебя планы на будущее?

Я придерживаюсь такого высказывания: «Ставь себе большие цели, в них проще попасть. Да и конкуренция меньше». Например, хочу свой небоскреб, слетать в космос. Я вообще люблю мечтать и считаю, что это обязательно нужно делать. Если возвращаться к студии, то я планирую, что мы превратимся в профессиональный детский театр, в котором желающие будут учиться до театрального института. А участники труппы начнут выступать на театральных подмостках с момента, когда будут готовы к работе на сцене.

Беседовала: Наталья Поккине

Фото предоставлены Юлием Ридель

Специально для CityGu.ru

Комментарии закрыты.

« »