В середине июня на сцене ТЮЗа состоялась одна из самых ожидаемых среди саратовских театралов премьер – спектакль «Я, бабушка, Илико и Илларион» по роману Нодара Думбадзе. Спектакль с интересом ждали по нескольким причинам. Во-первых, все премьеры ТЮЗа – это всегда событие в театральном мире. Во-вторых, перенести роман Нодара Думбадзе на сцену, сохранив его яркость и своеобразие – задача, безусловно, нелегкая и интересная, тем более, что весьма удачные попытки его «визуализации» уже были. Это и фильм Тенгиза Абдуладзе, вышедший на экраны шестьдесят лет назад, и спектакли театра им. Моссовета и Московского ТЮЗа. В-третьих, это первая «большая» работа главного режиссера ТЮЗа Георгия Цнобиладзе, которая не предварялась ни открытыми читками, ни эскизами, ни какими-либо другими способами познакомить зрителя с режиссерским замыслом.

О сюжете и персонажах

Роман Нодара Думбадзе был впервые опубликован в 1960 году. Рассказывает он о жизни маленькой деревушки небольшого грузинского региона Гурии в пред- и послевоенное время. Точнее, речь идет о жизни мальчика Зурико, которого по мере сил воспитывают его бабушка и два закадычных друга  — Илико и Илларион. В романе нет никаких особенных событий – просто течет жизнь в небольшом селении, мальчишка учится в школе, потом поступает в университет в Тбилиси и закончив его возвращается в родную деревню. Война не коснулась горного селения напрямую, не было ни бомбежек, ни оккупации, но краткость и скупость, с которой она обозначена в романе, производит тем более сильное впечатление, словно черная тень, накрывшая все вокруг – особенно жестокая и неумолимая на фоне обыденности происходящего.

Можно ли сказать, что «Я, бабушка, Илико и Илларион» сегодня остается таким же актуальным и современным, как и в середине прошлого века? Иное время и, по сути, иная культура, — как они воспринимаются сейчас?

В принципе, роман – сущий кошмар для упертых блюстителей морали и поборников правильного воспитания. Посудите сами. Четырнадцатилетний мальчишка стаканами пьет водку вместе со своими «воспитателями», курит, учится кое-как и торгуется, как черт, со старшими за свои услуги (десять пригоршней табака за помощь в краже вина и никак не меньше!). А воспитывающие его старики (да по нынешним временам не такие уж и старики – 50-60 лет) постоянно ругаются и разыгрывают друг друга так жестко, что впору назвать их не закадычными друзьями, а заклятыми врагами. И, знаете, великое счастье, что ни раньше, ни сейчас, никому из критиков не пришло в голову рассматривать произведение Думбадзе с этой точки зрения. А если и попадались такие морализаторы, их голоса растворились, не достигнув наших ушей.

Потому что речь не об этом. Потому что любой из этих людей – в чем-то простодушных и даже наивных – не задумываясь отдаст последнее. Как Илико отдает для подарков на фронт свою единственную бурку («Мир провалится, что ли, если такой старый хрыч, как я, не будет бурку носить?! Все равно уже весна скоро!»), Илларион – сапоги, а бабушка Ольга распарывает тюфяк, чтобы из шерстяной набивки ночью связать теплые носки (жаль, что эпизод с тюфяком не вошел в театральную инсценировку, момент пронзительный в своей лаконичности). Потому что живут эти люди в реальном мире и, несмотря на его несовершенство, стараются любить и беречь друг друга – просто жить. И все честно и искренне – и переходы от проклятий к благословениям и обратно за минуту разговора, и необходимость учиться (но напоить корову, подвязать кукурузу, сходить на мельницу, поправить забор как-то важнее и насущнее). Можно разругаться и рассориться за мгновение, можно обидеться и проклинать обидчика на все село, но нет в этом злости. «Уста мои проклинают, а сердце благословляет тебя…». И если радость у одного, то радость у всех; и если горе у одного, то и горе разделят все. А это и есть самое актуальное и современное в человеческих отношениях во все времена – хоть в прошлом веке, хоть в нынешнем.

Немного о спектакле

Спектакль яркий во всех смыслах – и визуально, и по игре актеров. В нем заняты артисты, хорошо знакомые и любимые саратовской публикой: народная артистка РФ Светлана Лаврентьева и заслуженная артистка РФ Тамара Лыкова (бабушка Ольга); Алексей Анисимов и Александр Степанов (Зурико, Ромули); Павел Лазарев (учитель химии, Ромули); Михаил Третьяков (учитель химии); Эльвира Иртуганова и Вероника Клинаева (Мэри); Дарья Доронина и Надежда Червонная (Цира); Алексей Ротачков  (Илларион); заслуженный артист РФ Валерий Емельянов (Илико); Антон Щедрин (председатель); заслуженная артистка РФ Нина Пантелеева (учительница русского языка); заслуженная артистка РФ Ольга Кутина (Марта); заслуженный артист РФ Александр Федоров (сельский доктор и городской доктор); Алексей Карабанов, Владимир Конев, Евгения Кутенева, Ольга Логинова,  Михаил Селиванов, Анна Соседова, Александр Тремасов, Татьяна Чупикова. Выделить кого-то в таком ансамбле просто нереально, независимо от того, на какой состав вы попадете, — все на месте, все именно так, как должно быть.

Порадовало, что пресловутый «южный темперамент» в спектакле не передается с помощью привычных штампов вроде утрированной жестикуляции. Для этого нашлись другие, куда более достойные (но и более сложные) приемы – песни, резкие контрасты интонаций в разговорах. И, конечно, танцы! Вот где неподдельный темперамент, где настоящая искренность! Неудивительно, что зал начинал хлопать в так музыке, подчиняясь ее меняющемуся ритму. И, поверьте, происходило это непроизвольно, — танец захватывает, требует непременного деятельного участия, а не отстраненного созерцания.

Интересно использование экрана – получился такой театр теней, очень выразительный благодаря пластике и меняющемуся масштабу силуэтов. И когда в конце на этом экране, словно в старой детской игрушке, ретроспективой проходят сцены из жизни Зурико, это создает непередаваемое ощущение – здесь и завершенность, и воспоминания, и трогательная простота…

Доброта. Вот, пожалуй, то слово, которое лучше всего отражает эмоции, остающиеся после спектакля. Прибавьте к этому легкий искристый юмор и мягкую ненавязчивую мудрость, и становится понятно, что спектакль точно стоит посмотреть. Минимум, один раз. А лучше больше, чтобы (если повезет) увидеть оба актерских состава.

афиша Саратова, афиша онлайн, афиша спектаклей, афиша концертов, куда сходить, классическая музыка, опера и балет, театр, афиша театра, Саратов, Балаганчик, Драма, Версия, Балаганчикъ, Филармония, Теремок, Аффект, Грани, Машин Хэд, Machine Head, онлайн

Текст: Елена Имбирева

Фото: Михаил Гаврюшов

Специально для CityGu.ru

Вам будет интересно

  • Уроки химии. Бонни Гармус

    Ноя 2022

    Новинка издательства «Азбука»: "Уроки химии". Автор Бонни Гармус. О книге Трагикомедия высшего класса — и невероятно актуальная. Роман в жанре химического эксперимента с идеально подобранными ингредиентами. The Atlantic В начале декабря в издательстве ...

    читать
  • Открылась художественная выставка «Отцы и дети»

    Ноя 2022

    23 ноября в 16.00 в Государственном музее К.А. Федина открылась художественная выставка «Отцы и дети». На ней представлены двадцать две живописные работы трех поколений саратовских художников – А. Саликова, Ф. Саликова, Е. Мещерякова, ...

    читать
  • Творческий вечер поэта Павла Шарова «На границе миров…»

    Ноя 2022

    24 ноября 2022 года в 17:00 в Государственном музее К.А. Федина состоится творческий вечер поэта Павла Шарова «На границе миров…»   Павел Шаров – постоянный автор творческих вечеров в музее. Ему свойственны способность ...

    читать
  • ТОЗ-5 подростковых книг для захватывающего чтения от издательства ЭксмоДетство

    Ноя 2022

    Подростковая литература пестрит своими новинками. Но как выбрать лучшее?! Что "зайдет" у юного читателя, а что останется пылиться на полке?! Вопрос, конечно, очень  сложный. Ведь каждому ребенку нравится определенный стиль книги, жанр и ...

    читать
  • БОМБОРА спешит на выставку Non/fictio№24

    Ноя 2022

    А еще на нее спешат клоун Слава Полунин, альпинист Сергей Кофанов, звезда радио Александр Бон, ведущая «Доброго утра» на Первом Мария Сурова, а также самые начитанные взрослые и дети. Надеемся, придете и вы! ...

    читать
  • 5 книг издательства «Альпина.Дети» к выставке Non/Fictio№24

    Ноя 2022

    Приходите на выставку Non/Fictio№24 и выбирайте понравившиеся издания «Альпина.Дети» для самых любимых детей! Не забывайте, что до новогодних праздников осталось совсем немного! А дети всегда ждут чего-нибудь интересного и невероятного! Невероятно! Опасная слизь, ...

    читать