афиша Саратова, афиша онлайн, афиша спектаклей, афиша концертов, куда сходить, классическая музыка, опера и балет, театр, афиша театра, Саратов, Балаганчик, Драма, Версия, Балаганчикъ, Филармония, Теремок, Аффект, Грани, Машин Хэд, Machine Head

«Звездный час по местному времени»: выпускники театрального института на сцене «Балаганчика»

Май 26 • PRO Искусство, В центре внимания

Спектакли выпускников Саратовского театрального института всегда вызывают у зрителей особый интерес. Это неудивительно, ведь, по сути, на таких спектаклях мы имеем уникальную возможность увидеть будущее – будущее нашего российского театра.

У учебного спектакля «Звездный час по местному времени» есть еще несколько особенностей. Во-первых, впервые учебный спектакль принял на своей сцене театр драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ». Во-вторых, студенты мастерской народной артистки России Татьяны Кондратьевой – будущие артисты не драматического, а кукольного театра. В-третьих, в этом году выпускники Саратовского театрального института – единственные актеры-«кукольники» в России. Восемь выпускников на всю страну. Естественно, их учебный спектакль не мог не вызвать повышенный интерес у саратовских театралов. Показ спектакля состоялся 21 и 22 мая.

О спектакле

Спектакль «Звездный час по местному времени» поставлен по произведению Георгия Николаева и это – оригинальное название сценария, по которому в 1991 году был снят фильм «Облако-рай». Само название очень точно отражает суть происходящего. Для главного героя Коли (Вадим Ефремов) действительно наступает его персональный «звездный час» в момент, когда он объявляет о своем решении уехать. Событие довольно ординарное, но для небольшого поселка, где никогда ничего не происходит, это как камень, брошенный в стоячую воду и мгновенно все взбаламутивший.

Какие это годы? Пожалуй, что 70-е прошлого века. Но, кажется, во все времена существуют такие провинциальные поселки, выросшие вокруг одного-единственного предприятия и живущие вот такой жизнью – не столько размеренной, сколько рутинной. И друзьями становятся не по интересам, не по характерам, а по принципу «кто рядом оказался». Потому и поговорить-то не о чем, кроме погоды, потому и скука, тоска, которую уже не знаешь, как разогнать. Ну, вот, казалось бы, что может случиться от одной сказанной просто так фразы? Скучно Коле, про погоду уже все по двадцать раз сказано-пересказано и с бабушками (Екатерина Пояркина, Анастасия Бредихина) на улице, и с другом Федей (Егор Макаров), к которому и зашел-то просто от скуки… Вот и ляпнул, что уезжает, да не куда-нибудь, а на Дальний Восток, к другу-начальнику, то ли для поддержания разговора, то ли для привлечений к себе интереса. И ведь привлек интерес, да так, что уж и сам не рад.

Ох, как сразу все закрутилось-завертелось вокруг него! Все сразу вспомнили, что вот он, Коля, есть, существует, и всем он сразу интересен, и все помочь хотят, поучаствовать. И чемодан нашли, и вещи сложили, и заявления на отпуск и увольнение продиктовали и лично в отдел кадров доставить пообещали, и проводы устроили… Весь поселок собрался! И вот как теперь сказать, что нет у Коли никакого друга-начальника, никто его не звал не то, что на Дальний Восток, а вообще никуда? Неловко, да и житья ему после такого отказа от своих слов в поселке не будет – там, где ничего не происходит, память у людей особо долгая.

Это интересно:  «Актуальная Россия» ждет посетителей

А есть ведь еще Наташа (Ксения Волкова), с которой вроде как любовь. Правда, мать ее, Татьяна Ивановна (Полина Садовская), против и даже гоняет Колю, чем под руку попадется. Но это уж, как водится, как заведено… И если Коля уезжает, а Наташа остается, значит, как говорит жена Феди Валентина (Мария Баркова), все, любовь кончилась. Когда Наташа приходит попрощаться, у Коли, вроде, появляется шанс выйти из этой странной ситуации красиво: достаточно Наташе сказать: «Не уезжай!», и все будет по-прежнему, и Коля даже покажет себя с хорошей стороны – ведь из-за любви отказался на Дальний Восток, к хорошей жизни ехать. Но нет, Наташа остаться не просит и Коле приходится продолжать «играть отъезд». Он даже предлагает Наташе поехать с ним (и вот что бы он делал, если бы она, вопреки ожиданиям, согласилась?).

Вот так, от одной фразы, закрутилось-завертелось все, так, что Коля уже и сделать ничего не мог. Все за это день стали такими родными и близкими, что и уезжать-то не хочется, даже если бы было, куда. Но – поздно. И оказался Коля с самодельным чемоданом на автобусной остановке. Все пошли провожать, все дружно в автобус посадили. Кто знает, а вдруг так оно и правильно? Ведь пока не попробуешь что-то изменить, ничего и не изменится, и останутся все те же разговоры о погоде и скука-тоска. Коля едет в никуда и чувствует, что мир вращается вокруг него и он сам двигается вместе с этим миром…

Вот такая непритязательная история. Узнаваемая, невзирая на время и географическое положение. И вместо ответов остаются после спектакля вопросы. Сложится ли что-то у Коли, изменится ли? Куда его судьба заведет? А люди, которые остались, — соседи, друзья? Что так растормошило их, что больше обрадовало: то, что хоть что-то да случилось в их поселке или каждый из них подспудно чувствовал, что вот так сорваться и уехать – единственный способ что-то изменить, зажить той жизнью, что происходит где-то, старательно обходя их маленький мир?

Это интересно:  В ТАСС прошла презентация книги Евгения Сатановского и Якова Кедми «Диалоги»

Постановка и сцена «Балаганчика»

«Звездный час по местному времени»: выпускники театрального института на сцене «Балаганчика»

Спектакль «Звездный час по местному времени» камерный, спокойный, не требующий особых спецэффектов и яркости. Даже большинство вещей, которые окружают героев –однотонные, серые (как жизнь персонажей спектакля). Простые и почти схематичные декорации прекрасно вписываются в сценическое пространство «Балаганчика» и на эмоциональном уровне хорошо передают атмосферу происходящего.

«Балаганчикъ» — театр уникальный и очень специфический. Все, происходящее на сцене (точнее, на сценическом пространстве, потому что сцены в техническом понимании в театре нет), — это непрерывный, постоянный крупный план. Играть в таких условиях, буквально глаза в глаза со зрителем, сложно. Пожалуй, с этим дополнительным испытанием выпускники Татьяны Кондратьевой справились. Вот чего не хватило, так это программки. Да, обыкновенной театральной программки, в которой указываются действующие лица и исполнители. Во-первых, для зрителей остались тайной имена молодых артистов, а это нехорошо для любого спектакля. Во-вторых, все исполнители очень молоды, примерно одного возраста, и с самого начала разобраться в возрасте большинства их героев сложно, а это мешает восприятию. Нет, с бабушками и Татьяной Ивановной понятно. Но вот, например, что Коля – не мальчишка-подросток, становится понятно только когда он пишет заявление. А это важно! Важен возраст, важно соотношение возрастов персонажей. Необдуманные слова вчерашнего школьника и более-менее взрослого парня воспринимаются по-разному. Федя уже женат, Филипп Макарович или просто Макарыч (Арсений Коноплев) явно намного старше (но это тоже становится понятно позже), а ведь это, вроде бы, друзья Коли. И если бы не только жизненный, но и возрастной контраст между ними был четко понятен с самого начала, это бы придало происходящему больше выразительности (ведь по сути, это не друзья, это знакомые, с которыми свела судьба, выбирать Коле особо не из кого).

А у единственных в стране выпускников-«кукольников», показавших себя саратовским зрителям в качестве драматических артистов, впереди очень насыщенная программа – учебные и дипломные спектакли не только на «родных» сценах, но и выездные, на фестивалях и конкурсах. Удачи, ребята!

Текст: Елена Имбирева

Фото: Дарья Невешкина

Специально для CityGu.ru

Комментарии закрыты.

« »