В цирке или зоопарке взрослых больших слонов и маленьких слонят привязывают одинаковыми цепями к небольшому столбику, который вкопан в землю. Слоненок, который все время брыкается и пытается разорвать цепь, еще не потерял воли к свободе и веры в то, что он добьется успеха. А взрослые слоны, у которых сил хоть отбавляй, даже и не пробуют освободиться. Взрослый слон давно забыл, что значит бороться за свободу. Давным-давно, когда он был маленьким, он понял, что, несмотря на все свои усилия, навсегда останется в клетке. И поэтому сейчас, превратившись в мощного и взрослого слона, который сильнее десяти человек, он верит, что всего лишь пленник — и даже не пытается бороться.
Последователи академика Павлова поставили удивительный эксперимент на собаках. Эксперимент проводился таким образом. Ученые поместили в клетки трёх одинаковых собак. Первую собаку мучили электрическим током, и она ничего не могла с этим поделать. Вторую собаку тоже били электричеством, но в её клетке была кнопка, нажав на которую можно было остановить пытку. С третьей собакой (контрольной) не делали ничего.
Как и следовало ожидать, когда ток был подан, первая и вторая собака забегали по своим клеткам. Вторая собака довольно быстро нашла кнопку и отключила электричество. Первая собака долго пыталась выбраться из клетки, но в итоге сдалась, легла на пол и жалобно заскулила. Третья собака в это время зевала и почёсывалась.
Дальше всех трёх собак переместили в другие клетки. Новые клетки имели стенки всего в полметра, и собаки могли без труда из них выпрыгнуть. Разместив в клетках подопытных, учёные снова включили электричество.
Третья собака, которую не мучили вообще, сразу же выпрыгнула из клетки. Вторая собака, которая отключала электричество лапой, «пошарилась» по клетке в поисках кнопки и, не найдя её, тоже выпрыгнула. Первая собака… легла на пол клетки и начала жалобно скулить. Состояние первой собаки зоопсихологи назвали «воспитанная беспомощность». Собака поняла, что мир жесток, и ей его не изменить. Поэтому собака и не пыталась выпрыгнуть из клетки – она знала, что это у неё не получится – остановить жгущее электричество невозможно.
[quote]Состояние первой собаки зоопсихологи назвали «воспитанная беспомощность». Собака поняла, что мир жесток, и ей его не изменить. Поэтому собака и не пыталась выпрыгнуть из клетки – она знала, что это у неё не получится – остановить жгущее электричество невозможно.[/quote].
А возможно ли возникновение воспитанной беспомощности у людей? Ещё как! И как вы догадываетесь, корень этой проблемы, в детстве. На семинарах по воспитанию детей я показываю такую сценку: (ставлю перед собой портфель). Вот представьте – это мой маленький сын. Ему год. Он только научился ходить. Если он побежит мне навстречу, то может упасть? Может (роняю портфель на бок). Но ведь роста он маленького и большой беды с ним не случилось. Может он сам подняться? Конечно, может. Покряхтит и встанет. Но сейчас он лежит на полу, хнычет, а вы на меня смотрите. Что я могу почувствовать? Например, неловкость, стыд («Что люди скажут: я стою, а мой ребенок валяется на полу?!»). И я, чтобы не испытывать неловкость, хватаю сына в охапку и «от греха подальше» (чтобы шишки не набивал) сажаю себе на шею (ставлю портфель себе «на загривок»). И хожу так с ним, пока сыну не исполнится 18 лет. Хожу, уже сгибаясь под тяжестью этого детины. Как вы думаете, ему там хорошо? В общем то да. Я закидываю ему наверх вкусную еду, модную одежду, дорогой сотовый телефон, компьютер, вывожу на курорты… А как вы думаете ноги у него сильные или слабые? Конечно слабые. Ведь не он идет по жизни, а я его тащу. Кто из нас первый должен умереть, по природе, – я или мой ребенок? Конечно, я. И произойдет это, скорее всего, преждевременно и скоропостижно, ведь я уже надорвался, неся эту ношу. А когда это произойдет, то сможет этот мужик ростом 1 метр 80 см и весом 90 кг на слабых ножках идти сам? Нет, он будет падать, и набивать совсем другие шишки, а может и шею себе свернет. Тогда мне желательно как-то его пристроить – например, женить, т.е. пересадить на «женщину-лошадь» с развитой шеей. Такой стиль воспитания детей Михаил Литвак назвал воспитанием в стиле «Избавителя», когда детей избавляют от повседневных трудностей, ребенок становится кумиром семьи, в семье «все лучшее – детям». Ребенок не несет никакой ответственности за своё поведение, его только хвалят и во всем потакают его желаниям. Одновременно, он совершенно беспомощен в мире за пределами родительской семьи. Итак, воспитание в стиле «Избавителя» — первый фактор формирования «воспитанной беспомощности».
Представьте, другой вариант воспитания. На ребенка орут, бьют, лишают в наказание еды и свободы (запирают в тёмную «комнату-карцер»). Относятся как к собаке в опытах. Дай бог, током не бьют… Мало того, что наказание чрезмерно проступку, оно вообще может быть с ним не связано – маму или папу обидел начальник, свекровь, теща, а зло срывают на малыше. Ребенок никак не может угодить родителям – «нажать на ту кнопку», которая остановит «удары током» и сделает папу с мамой любящими и адекватными. Остается одно — забиться в угол и «скулить»… Такое воспитания называется воспитание в стиле «Преследователя». Оно, как вы поняли, тоже формирует состояние «воспитанной беспомощности».
И наконец, самое изуверское воспитание, с точки зрения Михаила Литвака – «Смешанный стиль» — сочетание стиля «Избавителя» и «Преследователя». С одной стороны, ребенку ничего не разрешают делать самому: «не бери бокал – разобьешь, не бегай – упадешь, не лезь в воду – утонешь, один не гуляй – украдут, с девочками не водись – от них ничего хорошего». С другой стороны заставляют делать то, что надо самим родителям, но не всегда ребенку: «учись на отлично, ходи в музыкальную школу, поступай на юриста. Какой тебе футбол?! Какой тебе кулинарный техникум?! Я лучше знаю, что тебе надо!». Это воспитание в стиле повышенной моральной ответственности: «не подведи маму, школу, страну, земной шар, вселенную…». Такие дети вырастают тревожно-мнительные, всё время боятся совершить ошибку («не подведи маму!») и постоянно спрашивают советы. Короче, «воспитанная беспомощность».
Состояние противоположное «воспитанной беспомощности» называется поисковой активностью. Помните историю про двух лягушек, которые упали в кувшин с молоком? Одна сдалась и утонула (воспитанная беспомощность), а вторая проявила активность и лапками сбила из молока масло. Мораль – никогда не сдавайся, ищи выход, борись до последнего, авось под ногами появится твердая почва. Про воспитанную беспомощность и её преодоление хорошо написал психофизиолог Вадим Ротенберг в книге «Образ Я» и поведение». Автор полагает, что если человек избавлен от самостоятельного решения проблем или эти проблемы для него легко преодолимы – он детренируется, «расслабляется». Как расслабляются в некоторых классах ребята-отличники – все силы педагоги тратят на борьбу с двоечниками, а отличникам часто натягивают их пятерки, чтобы у школы была медаль. Двоечники и троечники получают психологический тренинг, выкручиваясь из конфликтов с учителями и директором школы, и зачастую по жизни становятся начальниками. Угадайте, кого они потом гнобят? Правильно – медалистов и краснодипломников, которые приходят к ним в подчинение.
Но точно также вызывает чувство беспомощности и постоянные поражения, преследующие с раннего детства, постоянные потоки проклятий, которые обрушивают самооценку ребенка и превращают его в «гадкого утенка». Залог счастливой жизни – это сочетание трудностей, которые ребенок преодолевает сам и веры родителей в его силы, которая становиться верой ребенка в себя. Если вернуться к примеру с моим упавшим годовалым сыном, то ему следовало бы сказать: «Сынок вставай, ты сможешь!». И дать ему возможность подняться самому, в крайнем случае, помочь, если он сам протянет ручку. А затем позволить бегать и самому набивать шишки. Как сказал У.Черчилль: «Успех – это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма». Этот энтузиазм как раз и называется поисковой активностью – активностью, направленной на поиск решения проблемы, даже при отсутствии стопроцентной гарантии на успех. У активной лягушки из притчи не было никакой предварительной гарантии выжить, но она все равно двигала лапками. Поисковая активность как процесс, даже независимо от результата, повышает сопротивляемость организма и к болезням – «все, что нас не убивает – делает нас сильнее» (Фридрих Ницше). При этом важно помнить, что поисковая активность, так же как отказ от поиска (воспитанная беспомощность), имеет тенденцию охватывать все сферы жизни. Например, успехи в творчестве, интересной учебе, достижения в фитнесе распространяются на успешное решение трудных житейских ситуаций и конфликтов. Как пишет В.Ротенберг: «Неважно, что именно поддерживает «огонь в очаге», т. е. поисковую активность; важно только, чтобы он не угасал». И, конечно, основа поисковой активности – вера в себя и в свои силы, преодолеть любые препятствия. Т.е. не капитулировать перед трудностями может только человек со стабильной самооценкой («я хороший несмотря ни на что»).
Как врач-психотерапевт не могу не сказать ещё об одном интересном явлении – если у человека не получается преодолевать реальные трудности и вызовы жизни, если он терпит поражения в карьере и личной жизни, то вся его активность направлена на создание самому себе препятствий, которые он сам же успешно преодолевает. Ищет выходы из тупиков, в которые сам себя загоняет. Это псевдоактивность позволяет человеку не решать реальные глобальные проблемы своей жизни. Жена алкоголика вместо того, что бы проявить «полезную активность»: повысить свою профессиональную квалификацию, заняться интересным делом и прогнать алкоголика – «героически» ищет его «по гаражам», а потом «героически» ищет деньги на его лечение. Ревнивцы (люди психологически зависимые и неуверенные в себе) вместо того, чтобы найти себе хорошего психотерапевта, а ещё лучше хорошую интересную работу – дни и ночи напролет ищут доказательства неверности второй половины. Ипохондрики – круглосуточно и непрерывно ищут у себя болезни. Женщина с фобиями (навязчивыми страхами), занята поиском безопасных маршрутов передвижения, чтобы не дай бог не оказаться в замкнутом пространстве или не встретиться с пауком или мышкой, но продолжает жить в одной квартире с мужем-садистом, который над ней издевается и от которого она даже не помышляет уйти. Девочка с нервной анорексией, вместо того, чтобы добиться успеха в учебе и стать высококлассными профессионалом, добивается успеха в доведении себя до дистрофии, героически борясь с родителями и врачами. Ну, в чем-то же надо чувствовать себя победителем! Хоть в этом!
[quote] Ну, в чем-то же надо чувствовать себя победителем! Хоть в этом![/quote]
Вся эта «героическая» псевдоактивность отвлекает от главного – страха поменять свою жизнь и идти вперед – «через тернии к звездам». Как писал врач и психолог Виктор Франкл, прошедший концлагерь, «человек остается слабоволь¬ным до тех пор, пока он хочет оставаться слабовольным». Нельзя оправдывать свою беспомощность и пассивность неправильным воспитанием, как это делают многие невротики. Овладевайте стрессовыми ситуациями и учите этому своих детей! Будьте здоровы!
Сергей Левит
Врач-психотерапевт, заместитель председателя Гильдии психологов и педагогов при ТПП Саратовской области, руководитель тренингового центра «КРОСС-Саратов»
Специально для citygu.ru
Вам будет интересно
Мар 2024
В Областной библиотеке для детей и юношества им. А.С. Пушкина завершился 29 открытый российский фестиваль анимационного кино «Открытая премьера». Напомним, что уже третий год подряд Пушкинская библиотека проводит на своих площадках бесплатные показы ...
Мар 2024
21 марта 2024 года во всех субъектах России пройдет Всероссийское родительское собрание, посвященное единой модели профориентации школьников. Всероссийское родительское собрание «Россия — мои горизонты» состоится в каждом классе, где реализуется профминимум. На этом ...
Мар 2024
С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. Мы продолжаем информировать о программах мероприятий различных издательств. 4 апреля 13:00 Пресс-клуб — «Люди в путешествии. Как общаться, ...
Мар 2024
С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. 5 апреля, 19:15, зал 2 Издательство «Альпина нон-фикшн» Дискуссия «“Слово о полку Игореве”: критерии достоверности научного знания» «Слово ...
Мар 2024
В преддверии 8 марта, во Дворце культуры "Россия" состоялось торжественное мероприятие. Праздник ознаменовался выступлениями творческих коллективов и представителей власти, а также вручением почетных наград от Губернатора Саратовской области и администрации Ленинского района муниципального ...
Мар 2024
Областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина подготовила для детей и подростков комплексную программу мероприятий «Саратовский диапазон: от летчика до космонавта», посвященную 90-летию со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина. Мероприятия бесплатны, рассчитаны на ...