Праздники праздниками, а жизнь идет своим чередом, в том числе и жизнь театральная. За несколько дней до конца года cаратовский ТЮЗ представил публике очередную премьеру – спектакль «Фома Опискин» по повести Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели».
О спектакле
Классика – частый гость на театральных сценах, наш ТЮЗ не исключение. Но вот вопрос, который постоянно приходится решать режиссерам: как эту самую классику подавать современному зрителю? Ведь одним чувством уважения к «литературному наследию» публику уже не удержишь, нам должно быть в первую очередь интересно.
Осовременивание классических произведений имеет как ярых сторонников, так и столь же ярых противников. Истина, как всегда, где-то посередине. Чтобы люди понимали, что ты хочешь сказать, они, как минимум, должны понимать язык общения. Но вопрос в том, насколько далеко может заходить подобная адаптация. Вряд ли кто-то станет ратовать за знакомство со «Словом о полку Игореве» исключительно в оригинале. Необходимость перевода с древнерусского на современный русский сомнений не вызывает, но это не значит, что его надо переводить в комиксы. Язык театральной постановки также должен быть понятным, но не примитивным. Радует, что режиссер Алексей Логачев нашел ту самую золотую середину, которая позволила сохранить целостность произведения Достоевского и при этом представить его в достаточно современном варианте. Современно, а точнее, вне времени воспринимается спектакль и визуально — минимум декораций, костюмы без выраженных признаков эпохи, лаконичное черно-серо-белое цветовое решение, своего рода театральная гравюра.
Специально для «Фомы Опискина» была изменена конфигурация малой сцены и смонтировано специальное освещение. Нельзя не отметить «играющее» световое и звуковое оформление постановки.
Актерская игра
Что можно сказать об актерской работе в этом спектакле? При яркой индивидуальности и таланте каждого все вместе артисты составили единую команду, отличающуюся ровной крепкой игрой. Кого можно выделить, отметить особо? Каждого, вне зависимости от того, насколько велика и значима роль, настолько органичным получился весь актерский ансамбль.
Об обитателях села Степанчиково
Классика – это не то, что написано давно. Это то, что актуально вне времени и вне конкретных событий. Ситуация, сложившаяся в селе Степанчиково, как раз из таких и все ее персонажи хорошо узнаваемы. Да, меняются детали, но сама история остается актуальной – безнаказанность и замаскированное под «благие намерения» хамство против интеллигентности и порядочности, доходящих до мягкотелости. И все это вместе с любовью, расчетом, родственными чувствами, ложью, принципами, общепринятыми нормами…
Человек, выбравший путь унижений ради крыши над головой и куска хлеба, возможно, стоит хотя бы сочувствия, мало ли, как у кого складываются жизненные обстоятельства. Но когда этот же человек, имея уже и хлеб, и кров, и даже уважение окружающих, превращается в маленького диктатора, в тирана, это совсем другая история.
Русскому Тартюфу не нужна выгода, выраженная в ассигнациях или звонкой монете, здесь ему и впрямь хватает сытости и места в доме. Нет, его корысть, его радость в другом – доказать всем и вся собственную значимость, заставить не просто уважать, а унижаться перед ним, как когда-то унижали его. Власть, маленькая, местечковая, ничтожная, но беспредельная в границах одного конкретного двора – вот его цель, его страсть, его высшее блаженство. И невдомек ему, лелеющему собственный дар манипулятора, что по-настоящему под его власть подпадают лишь люди честные, добрые и, увы, слабовольные. При этом он совсем не глуп. «Где же он дурак, коли уж господами нашими так заправляет?» — резонно замечает Гаврила (заслуженный артист РФ Александр Федоров). И он прав – для того, чтобы так кукловодить умными, образованными людьми, вполне приспособленными к жизни, нужно быть не только и не столько очень умным, но и очень хитрым, и к тому же необходимо иметь хорошо развитый инстинкт самосохранения. Именно поэтому Фоме Фомичу (Антон Щедрин) удается «сохранить лицо», а точнее личину, и дать задний ход в ситуации, когда, казалось бы, он настолько перегнул палку, что даже безграничное терпение Егора Ильича (Алексей Ротачков) наконец-то лопнуло.
Можно оправдывать Фому тяжелыми жизненными обстоятельствами, унижениями, которые ему пришлось перенести. Но легче ли обстоятельства у Ежевикина (Владимир Конев), принявшего на себя в доме Ростанева роль добровольного шута? Пожалуй, что и потяжелее. Но почему-то думается, что пошли ему судьба достаток и власть, он бы не стал вторым Фомой. Возможно потому, что старается он не ради себя, а ради дочки Настеньки (Дарья Доронина). Или Мизинчиков (Алексей Кривега) – человек, несомненно, умный, циничный, хладнокровный и расчетливый, что мало совпадает с образом бывшего гусара и кутилы, который откровенно признается Сергею (Артем Яксанов): «…мои обстоятельства такого рода, что я должен дорожить здешним гостеприимством». И ведь тоже не только ради себя – ради сестры, за которую чувствует ответственность. Да и сам Ростанев, вроде бы полностью подпавший под влияние Фомы Фомича и готовый стерпеть любые унижения, взрывается и буквально вышвыривает «благодетеля» в окно, когда тот осмеливается прилюдно задеть доброе имя его невесты. Получается, что для себя мы можем быть слабыми, безвольными, зависимыми, но когда появляется ответственность за других, откуда-то берется внутренняя сила, способная дать одновременно и безграничную моральную гибкость, и непоколебимую твердость, и способность противостоять любым обстоятельствам.
Последняя сцена спектакля рассказывает, как сложилась в дальнейшем судьба персонажей. Все заканчивается для них не столько «по заслугам», сколько в той или иной степени благополучно. И даже Фома не изгнан с позором из дома, как случилось с Тартюфом, а закончил дни в довольстве и почете, превратив свои наполеоновские комплексы в маленькие вполне простительные слабости. Что ж, в жизни действительно бывает все. И пусть в «перевоспитание зла» верится слабо, но непременное его наказание не входит в обязательные условия нашего «хэппи энда». Не так важно, чтобы зло было наказано, куда важнее, чтобы добро было вознаграждено.
Текст: Елена Имбирева
Фото: Наталья Поккине
Специально для CityGu.ru
Вам будет интересно
Мар 2024
Живопись – одно из самых древних искусств, которое существует уже тысячи лет. За это время она прошла через множество различных стилей и направлений, отражающих дух времени и художественные предпочтения эпохи. Давайте рассмотрим основные ...
Мар 2024
С 15 по 18 марта 2024 г. на Саратовском стенде павильона № 75 ВДНХ состоялась презентация первого в мире профессионального театра для детей – Саратовского ТЮЗа Киселева. Мероприятие ТЮЗ стало одним из главных ...
Мар 2024
23 марта 2024 года в Саратовском ТЮЗе состоится премьера спектакля «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Новая постановка станет представлена как подарок для всех саратовцев к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича ...
Мар 2024
Рецепты для отаку! Приготовьте то, что видели в любимых аниме Внутри — 41 рецепт, который поможет попробовать блюда и напитки из аниме в реальной жизни. Страницы красочно оформлены в мультяшном стиле — здесь ...
Мар 2024
Вязание уже давно перешло из разряда ремесла в разряд творчества. Вяжут не только женщины, но и мужчины, молодые люди и даже подростки, ведь это всем доступный способ реализовать свой потенциал и создать уникальные ...
Фев 2024
Информируем о выходе новой книги: "Речфлот". Автор Алексей Иванов. О книге Книга «Речфлот: История речного флота Российской империи и Советского Союза» послужила исторической основой романа Алексея Иванова «Бронепароходы» и продолжает серию документальных книг ...