К школе готов?

К школе готов?

Янв 25 • Мнения

Сегодня мы поговорим о готовности ребенка к школе. Скорее всего многие родители скажут, что до первого сентября еще долго и мы все успеем подготовить. Но готовность к школе это не приобретение красивой одежды и ярких тетрадей и ручек, а психологическая готовность вашего ребенка к новому этапу в его жизни.

Последнее время родители стремятся отдать ребенка в школу как можно раньше, не дожидаясь 7 лет. Однако большинство психологов работающих с шестилетними детьми склоняются к тому что, ребенок в 6 лет еще не готов быть школьником. По своему психологическому развитию он еще дошкольник. Ребенок шести лет сохраняет особенности внимания, мышления, памяти присущие дошкольнику. Возражая против школьного обучения в данном возрасте, выдающийся отечественный психолог и специалист в области детской психологии Д.Б. Эльконин писал, что переход на следующий, более высокий этап развития детей определяется тем, насколько полно прожит предшествующий период, насколько созрели те внутренние противоречия, которые могут разрешиться путем такого перехода. Если же он будет совершен до того, как эти противоречия созрели, – искусственно форсирован без учета объективных факторов, – то существенно пострадает формирование личности ребенка. Сокращение дошкольного детства на один год может нарушить сложившийся процесс развития детей и не принести пользы. [3]

Поэтому решив отдать ребенка в школу в 6 лет, подумайте, действительно ли это ему необходимо и готов ли он психологически. Даже не все дети семи лет психологически готовы к обучению в школе.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – это важный аспект психического развития дошкольника. Ко времени поступления ребенка в школу у него вырабатываются психологические свойства, которые присущи школьнику. Психологическая готовность к школьному обучению характеризуется высокой степенью развития мотивационной (личностной) и интеллектуальной сфер ребенка.

подготовка к школе, сокращение дошкольного детства, формирование личности ребенка, в школу с шести лет, психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Личностная готовность к обучению в школе проявляется преимущественно в желании ребенка идти в школу, к новому социальному статусу. Учебная деятельность накладывает определенные требования на уровень развития самосознания ребенка. Чтобы плодотворно заниматься учебной деятельностью ребенок должен адекватно относиться к своим способностям, поведению, результатам своей деятельности.

Об интеллектуальной готовности можно судить по следующим признакам: ребенок должен уметь обобщать, классифицировать и сравнивать объекты, выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, концентрировать внимание, воспроизводить по образцу; у ребенка должна быть развита мелкая моторика, он должен обладать аналитическим мышлением.

Оценку личной и интеллектуальной готовности ребенка дают психологи, наблюдая за его поведением на занятиях в группе и во время личной беседы.

На начальном этапе школьного обучения формируется отношение к учению и школе. Успеваемость ученика в течение всего обучения в школе в большой степени зависит от того, как пройдет его адаптация и начало учебной деятельности. Поэтому, дорогие родители, не стремитесь отдать своего ребенка в престижную школу, а найдите хорошего учителя начальных классов недалеко от дома. Поговорите с ним по какой программе он работает, какие требования предъявляет к детям по уровню подготовке. По возможности запишите своего ребенка на курсы к этому педагогу.

Предлагаем вашему вниманию несколько методик, которые помогут оценить некоторые аспекты готовности вашего дошкольника к школе. [1]

подготовка к школе, сокращение дошкольного детства, формирование личности ребенка, в школу с шести лет, психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Методика для изучения и оценки моторной персеверации (то есть шаблонного повторения движения)

Инструкция. «Посмотри внимательно на этот узор и попробуй нарисовать такой же.

Ребенок должен продолжить узор, изображенный на бланке. Поочередно предлагается 10 бланков.
За каждое правильно выполненное задание – 1 балл. Максимально – 10.

подготовка к школе, сокращение дошкольного детства, формирование личности ребенка, в школу с шести лет, психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Называние цвета

Инструкция. Приготовьте 10 карточек разного цвета: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, белого, черного, коричневого. Показывая ребенку карточку, спросите: «Какого цвета карточка?»

За 10 правильно названных карточек – 10 баллов. За каждую ошибку снижается 1 балл.

подготовка к школе, сокращение дошкольного детства, формирование личности ребенка, в школу с шести лет, психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Методика определения способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать

Подготовьте по 5 карточек с изображением мебели, транспортных средств, цветов, животных, людей, овощей.

Инструкция. «Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом».
Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.

Оценка: 10 баллов за выполнение задания без предварительного показа; 8 баллов за выполнение задания после показа. За каждую несобранную группу оценка снижается на 2 балла.

Текст: Воронцова Н. Н., психолог, член «Национальной родительской ассоциации» и Молодцова О. П., психолог, член «Национальной родительской ассоциации».

Фото: из свободных источников Интернет

Специально для CityGu.ru

Список использованных источников:

1.Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе. – СПб.: Питер, 2008.
2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
3. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

« »