Вы хотите побывать на Олимпиаде 1972 г. в Мюнхене? Хотите увидеть те решающие 3 секунды, когда сборная команда СССР по баскетболу обыграла сборную США? Тогда весь мир считал, что выиграть у американцев невозможно! Хотите испытать те эмоции до слез, которые были у болельщиков на трибунах во время этого исторического матча?  Идите на фильм «Движение вверх»!

Исполнитель одной из главных ролей Кирилл Зайцев рассказал редакции CityGu.ru о том, что помогло ему переместиться в прошлое и почему спортсмены-победители плачут, после грандиозной победы.

Как Вам удалось проникнуться эмоциональной атмосферой Олимпиады 1972 года? Возможно, Олимпийские игры в Сочи были примером?

На Олимпиаде в Сочи я не был. И в Олимпийской деревне в Имеретинской низменности тоже. Но благодаря воспоминаниям очевидцев – Алжана Жармухамедова, Ивана Едешко, которые являются живыми свидетелями тех событий, и одноименной книге Сергея Белова «Движение вверх», мне удалось представить, как это было. Ведь это 70-е – не так давно кончилась война. Олимпийские игры проходили в Мюнхене, в Германии, немецкое руководство старалось быть очень гостеприимным и дружелюбным. Никого даже не досматривали! Это сейчас стал ожесточенный контроль. Свидетели тех игр говорят, что тогда была немножко другая Олимпиада – словно один большой спортивный праздник. Понятно, что соревновались, но царила атмосфера дружбы, которая потом, к сожалению, нарушилась кошмарным событием – террористическим актом. Многие столкнулись с этим ужасом впервые. Погибли спортсмены, которые просто приехали на состязания – это в голове не укладывалось ни тогда, ни сейчас. После этого события в Мюнхене на Олимпиаде обстановка сильно изменилась. Но спорт выше войны.

Смотрели ли Вы какие-то еще документальные хроники помимо самого основного матча?

Кроме этого матча существует еще документальный фильм про Олимпиаду 1972 года. А также Стивен Спилберг снял кино о террористическом акте во время тех Олимпийских игр.

Сильный эффект перемещения в ту эпоху добавила и одежда того времени. К примеру, спортивные шорты 70-х, совсем не похожи на современные, ниже колена. В сравнении с нынешней баскетбольной формой прежние спортивные трусы больше напоминают плавки. А в те годы именно в такой короткой униформе и играли. Когда во время съемок я понял, что придется играть в таких «трусиках», то я заранее морально подготовился и, чтобы привыкнуть, купил себе волейбольные шорты, чем-то схожие с той формой. Я помню, что коллеги по фильму, американцы, удивились моей одежде на тренировках, но потом во время съемок им тоже пришлось переодеться.

Что, на Ваш взгляд, помогло нашим спортсменам выиграть в той игре?

Вера в победу. 70-е годы, как писал Сергей Белов: «Это время расцвета культуры, искусства, спорта, время подлинного, а не показушного сплочения людей». И в тоже время – это сложное время, была холодная война, в стране был дефицит. Но побеждать трудно в любые времена. Ведь играли не за деньги, тогда у спортсменов ещё не было таких контрактов как сейчас. И когда в процессе съемок финальной игры (которая длилась на протяжении месяца) мы физически устали держать то напряжение и эмоциональный накал, Иван Иванович Едешко вышел к нам и сказал: «Ребята, ну что вы как сонные мухи! У нас же глаза горели. Мы хотели, мы жили мечтой победить американцев!» В том 1972 году такая победа была именно мечтой. И в фильме «Движение вверх» очень точно передается идея: нужно вначале перебороть себя, перебороть свой страх. Побеждает не тот, кто сильнее физически, лучше в технике или выносливее, а побеждает тот из противников, кто сильнее духом. И тот, кто сначала сумел победить самого себя.

Кирилл Зайцев, актер, движение вверх, олимпиада 1972, сергей белов, три секунды, баскетбол, игра, команда, победа, идея, мюнхен, интервью

В фильме во время финальной игры Сергей Белов бьет штрафной, но первый мяч он не забивает. Как получилось передать эмоции, полное недоумение «как так»?

Перед таким броском пролетает вся твоя жизнь. И этот момент очень хорошо описан в книге. «Течение времени останавливается. Пропадает ощущение пространства. Ревущие трибуны и беснующаяся американская скамейка исчезают. Я, Сергей Белов, офицер Советской Армии, сибиряк с петербургскими корнями… Какое всё это имеет значение сейчас, когда я оказался в этой точке мироздания, за которой – либо слава, либо небытие?» Но предательские мысли всё-таки лезут в голову, он вспоминает что за плечами 16 лет баскетбола, тысячи часов тренировок, миллионы бросков, сотни игр и т.д. Он был сам уверен, что забьёт. Бросок – и промах. “Бог наказал меня за мою самоуверенность”», – пишет Сергей Александрович. Книга, написанная от первого лица, была для меня самым главным помощником на съемках!

Такой эпизод с промахом есть и в реальной хронике. Мне очень понравился момент чуть позже, когда Модестас дает легкий подзатыльник Сергею Белову, и говорит: «Соберись!»

Недавно меня спросили, а почему в конце матча герой – Сергей Белов – плачет. Это из-за того, что не он забил финальный мяч? Понимаете, профессиональный спортсмен, да как и любой профессионал, к чему-то всю свою жизнь стремится. Плох тот солдат, который не хочет быть генералом и плох тот спортсмен, который не хочет получить самую высокую в спорте награду – олимпийскую медаль! И когда ты каждый день отдаёшь себя без остатка: проливаешь литры пота, поднимаешь тонны железа и тратишь миллиарды нервных клеток, а потом наступает момент победы, и ты понимаешь, что все усилия были сделаны не зря. Вот тогда эмоции и переполняют…

Близок ли Вам Ваш герой данного фильма?

Близок. Когда читал книгу Сергея Белова, находил очень много схожих черт. Задача была сыграть профессионального баскетболиста. Когда нужно сыграть врача, к примеру, знаменитого хирурга, то актер идет в операционную, следит за операцией, смотрит как работает хирург. Нужно в больнице провести какое-то время, чтобы все ощутить на себе, все пощупать изнутри. Чтобы понять профессиональных баскетболистов, мне нужно было много играть. Все свое свободное время я проводил на площадке, и моими лучшими друзьями на тот момент стали мяч и кольцо.

Вам это было по душе?

Если б мне это не нравилось, я бы никогда на это не пошел. Моя любовь к баскетболу зародилась еще в детстве. Я окончил школу в Волгограде. Моим тренером был Петр Алексеевич Красильников, мы с его сыном – лучшие друзья. Я рос в такой «баскетбольной тусовке», где, как уже сейчас понимаю, был не самым лучшим игроком. Но и тогда это желание играть, обыграть, забить – уже присутствовало.

Кирилл Зайцев, актер, движение вверх, олимпиада 1972, сергей белов, три секунды, баскетбол, игра, команда, победа, идея, мюнхен, интервью

А что Вам нравится в баскетболе?

Забивать. Мне нравится этот характерный звук – когда мяч пролетает через баскетбольное кольцо с сеткой. Это очень приятный звук.

Скоро в нашей стране будет проводиться Чемпионат Мира по футболу. Одна из игр состоится в Вашем родном городе Волгограде. Хотите попасть на игру, поболеть?

Болеть в спорте я очень люблю! На Чемпионате Европы в 2008, когда Аршавин забил третий гол на встрече с Голландией – это была такая радость, такая энергетика! Я помню все эти моменты: Аршавин забил, а люди стали открывать окна домов, все радовались, даже плакали. Спорт дает возможность гордиться своей страной. Это, конечно, объединяет.

В фильме на вопрос Модестаса: «Давно они тебе друзьями стали?», Ваш герой отвечает: «Давно. Понял только сейчас». Была ли у Вас в жизни подобная ситуация?

Была. Последний раз не так давно. После выхода на экраны фильма «Движение вверх», я приехал в Ригу, где встретился со своими одногруппниками с театрального курса. Эти ребята восприняли успех картины и то, что я там снялся, с таким восторгом! Вспоминая все спектакли, которые мы вместе сыграли, наши ссоры на репетициях и разногласия, но при этом, видя их глаза, я понял – насколько они на самом деле искренне рады. Общее дело, стремление к единому хорошему результату так сильно сближает людей, что твои товарищи становятся тебе как родные. А настолько близких друзей не так много, поэтому их нужно ценить.

А про Ваш выбор профессии актера так же можно сказать – давно хотел, но понял только сейчас?

Не совсем. В этом случае все проще. Мы же ищем, понимаете, мы же все время ищем. Полностью согласен со словами Стива Джобса: «Счастье – это найти любимое дело своей жизни и людей, которые готовы за это платить деньги». Когда человек перестает ассоциировать то, чем он занимается с работой, а получает удовольствие от своего труда, то работа становится частью его жизни. Когда я начал ходить на занятия в театр, я осознал – мне это интересно и совсем не в тягость. Нужно искать именно то, чем вы готовы заниматься и не считать часы. И понять, что, скорее всего, если ты будешь делать что-то другое, даже более прибыльное, то может просто не хватить сил добиться больших вершин. Поскольку сил хватает на высокие достижения в том деле, которое ты любишь.

Каких героев хотите еще сыграть?

Для себя я понял, что самое главное – добиваться, чтобы мой персонаж побуждал людей задумываться о своей жизни и, возможно, начать жить по-другому. Пусть чуть-чуть, но становиться лучше и жить осознаннее. А это возможно лишь в том случае, если ты сам сопереживаешь своему герою, если ты его любишь. Не обязательно путь, который выбрал герой, правильный. Но нужно даже его заблуждение всё равно пропустить через себя, и разобраться почему герой поступает так, как он поступает.

Интересно ли Вам в будущем попробовать себя в качестве режиссера?

Интересно, конечно! Но мне еще очень многое хочется сделать как актеру. И пока что я эти мысли от себя гоню.

В заключении нашего разговора, что Вы пожелаете читателям Портала CityGu.ru?

Удачи и новых побед!

Кирилл Зайцев, актер, движение вверх, олимпиада 1972, сергей белов, три секунды, баскетбол, игра, команда, победа, идея, мюнхен, интервью

Беседовала Елизавета Котляренко
Фото:Елизавета Котляренко и свободные источники Интернет
Специально для CityGu.ru
Благодарим руководство Happy Cinema за помощь в организации интервью

Вам будет интересно

  • Про новый сезон Всероссийского проекта «Билет в будущее»

    Апр 2024

    8 апреля 2024 года в одной из мультимедийных экспозиций на площадке саратовского Исторического парка «Россия — Моя история» (г. Саратов, ул. Шелковичная, 19) снова откроется интерактивная выставка-квест «Лаборатория будущего». В игровом формате она ...

    читать
  • Про концертную программу «Мир один на всех»

    Апр 2024

    3 апреля 2024 года во Дворце культуры «Россия» состоялась  концертная программа «Мир один на всех», посвященная Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма. Это мероприятие стало символом глубокого взаимопонимания, единения и бесконечной поддержки ...

    читать
  • Марафон неклассической классики

    Апр 2024

    Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю. П. Киселева объявляет в апреле «Марафон неклассической классики»: его участниками станут те зрители, кто придет на 2 или 3 показа из специального апрельского списка спектаклей. Победителей ...

    читать
  • Апрельские книжные новинки

    Апр 2024

    Весенний месяц богат на капризы природы и разнообразные книжные новинки! От мрачных детективов, до милых романтических историй! Расскажем о некоторых из них. Красная карма. Жан-Кристоф Гранже Париж, 1968 год: студенческие бунты, рабочие забастовки, ...

    читать
  • Non/fiction№Весна. Программа мероприятий издательства “Азбука-Аттикус»

    Апр 2024

    С 4 по 7 апреля 2024 года в московском Гостином дворе пройдет книжная ярмарка Non/fictio№Весна. Делимся информацией ещё о серии мероприятии в рамках ярмарки. 4 апреля 17:15 Круглый стол “К юбилею Кира Булычёва” ...

    читать
  • Областной библиотеке для детей и юношества им. А.С. Пушкина 29 марта исполнилось 105 лет!

    Апр 2024

    Сотрудники библиотеки отмечают, что многим поколениям саратовских читателей Пушкинка стала добрым другом на всю жизнь. Здесь начинается крепкая и теплая дружба с книгами, сюда приходят классом или группой на интересную беседу, встречу с ...

    читать