Со спектаклем «Метод Грёнхольма» по одной из самых популярных пьес Жорди Гальсерана саратовские зрители впервые познакомились как с дипломным спектаклем студентов театрального института (мастер — заслуженный артист России Игорь Михайлович Баголей). Знакомство оказалось весьма удачным. Учитывая, что спектакль шел на Малой сцене, зал которой просто не вмещал всех желающих продолжить это самое знакомство, аншлаги до конца сезона дипломному спектаклю были обеспечены, но…

Но премьера состоялась в конце января 2020 года, а что последовало дальше, буквально через два с половиной месяца, все мы хорошо помним. За время ограничений, вызвавших закрытие театров, первые исполнители успели выпуститься из института и разъехаться. Однако нашим зрителям повезло – интересный и актуальный материал в театре терять не захотели, в постановку режиссера Алексея Логачева осенью прошлого года ввели артистов ТЮЗа и в самом конце сезона «Метод Грёнхольма» вернулся на сцену.

О сюжете

Пьеса Жорди Гальсерана написана в 2003 году и даже в нашем невероятно быстро меняющемся мире не только остается острой и современной, но даже, пожалуй, стала еще более актуальной. Казалось бы, что может быть необычного в собеседовании при приеме на работу, пусть даже и на очень лакомую во всех отношениях должность в весьма серьезной крупной международной компании? Оказывается, еще как может! И дело даже не в том, что четверых претендентов приглашают уже на четвертый этап собеседования, и не в том, что это собеседование коллективное, что странно само по себе. Дело в том, что собеседования, как такового, в привычном понимании этого слова, просто нет. Претенденты должны выполнять задания, которые получают на личные телефоны СМС-сообщениями. Что будет дальше, справились ли они с предыдущими заданиями, когда все это закончится – неизвестно.

Впрочем, кому не нравится, может уйти в любой момент – входная дверь не заперта. Уйти и лишиться шанса получить столь завидную и щедро оплачиваемую работу?! Ну уж нет! И собеседование, проводимое по какому-то новомодному и, видимо, очень прогрессивному методу, превращается (по словам Натальи Ванханен, переводчицы этой пьесы) в «психологическую бойню». Ни один из претендентов не собирается сдаваться, каждый намерен дойти до конца, пусть даже и «по головам». Они спорят и соглашаются, объединяются в микрокоманды и меняют временных союзников, но главное – каждый сам за себя и уступать никто не намерен.

О спектакле

афиша Саратова, афиша онлайн, афиша спектаклей, афиша концертов, куда сходить, классическая музыка, опера и балет, театр, афиша театра, Саратов, Балаганчик, Драма, Версия, Балаганчикъ, Филармония, Теремок, Аффект, Грани, Машин Хэд, Machine Head

Визуальное решение спектакля очень лаконично: пустое полутемное сценпространство, где все «вспомогательные средства» — только серые офисные стулья да экран, который превращается то в огромный аквариум с яркими рыбками (вполне в стиле модного офиса солидной фирмы), то в неумолимый секундомер. Но этого вполне хватает, спектакль отнюдь не выглядит обедненно. Собственно, кажется даже, что любые «излишества» в оформлении были бы неуместны, настолько нас, зрителей, с первых минут затягивает в происходящее. Это начинается еще до начала спектакля – когда берешь в руки программку, стильно оформленную как официальное приглашение на собеседование; когда на сцене еще до третьего звонка появляется первый претендент на должность. Он так же, как и зрители, пришел чуть раньше, и также, как и зрители, с нетерпением ждет начала собеседования, но ускорить ничего не может. Ну а после первого задания, которое получают кандидаты на должность, мы попадаем в настоящий детектив и невольно включаемся в предложенную игру: понять, кто же на самом деле не соискатель, а представитель фирмы, отвечающий за набор сотрудников, — Фернандо Порта (Алексей Кривега), Энрике Фонт (Александр Андрюшенко), Карлос Буэно (Евгений Сафонов) или Мерседес Дегас (Виктория Самохина).

С одной стороны, все четверо словно нарисованы под копирку требований к современному успешному топ-менеджеру: амбициозны, профессиональны, опытны, даже костюмы у всех, включая Мерседес, одинаковые, по строгому дресс-коду. Но при этом они все разные. Точнее, играют разные роли.

Фернандо – тот самый «сукин сын», который пойдет к своей цели по головам, ни в грош не ставящий окружающих со всеми их эмоциями. Кажется, в последнем испытании он, вроде бы, наконец, раскрылся, маска циничного «делового человека» слетела… Веришь в это искренне. Но нет, тоже маска, только еще более искусная. Интересно, а он сам-то вообще помнит, какой он на самом деле? Кто знает… Но он очень устал от этой вечной гонки и смены масок. Усталость в его голосе, когда он звонит коллеге в последней сцене (и снова ложь!), в жесте, которым он тормозит машину. Кстати, Энрике он говорил, что за рулем. Неужели еще одна ложь? Ясно только одно – он никогда не выйдет из этой игры по доброй воле, сколько бы раз не проигрывал. И, пожалуй, не из-за целеустремленности, а просто по привычке. Потому что уже не знает, как можно по-другому.

Карлос – более «мягкий» вариант. Не зря же он в конце, уходя, очень эмоционально произносит: «Не знаю, как я мог столько времени терпеть это надругательство (…) Будь у нас хоть капля собственного достоинства, давно послали бы их к едреной фене. Причем в один голос (…) Если вы единственные кандидаты, то провались она, эта фирма».

Мерседес – из тех, кого называют «железная леди». Что, в принципе, нормально для женщины, сосредоточенной на карьере. Этому типажу легко впасть в оголтелый феминизм, но нет, кроме нескольких почти дежурных реплик (словно сказаны они именно потому, что их от такой женщины ждут), тема не раскрылась (и очень хорошо!). Но уйти вместе с Карлосом она отказывается все-таки не потому, что ей нужна эта работа. Главное — не чтобы она выиграла, главное — чтобы Фернандо проиграл.

Энрике… Ну, этот нескладный, вечно волнующийся, суетливый кандидат в неловко сидящем костюме вообще непонятно как попал на собеседование. Разве что профессионал он действительно отменный. Вот он чуть не плача, с трудом подбирая слова и запинаясь, рассказывает свою историю во втором задании и как мгновенно оживляется его лицо, каким уверенным становится голос и какими точными слова, когда речь заходит о преодолении трудной ситуации в его фирме! А уж как неожиданно пластичен он в своем «победном танце»! Нет, Энрике не так прост. Он настоящий мастер преображений, причем преображений плавных, без утрированных внешних эффектов: чуть изменилось выражение лица, взгляд, жесты – и куда делся рохля в смешных носках? И его последнее, самое кардинальное преображение происходит также – плавно, но уверенно, не вызывая ни малейших сомнений.

И еще немного…

афиша Саратова, афиша онлайн, афиша спектаклей, афиша концертов, куда сходить, классическая музыка, опера и балет, театр, афиша театра, Саратов, Балаганчик, Драма, Версия, Балаганчикъ, Филармония, Теремок, Аффект, Грани, Машин Хэд, Machine Head

Что понравилось, так это то, что все четверо – живые люди, несмотря на все их маски и роли. Они эмоциональны. Они не стесняются в выражениях. Они шутят и язвят. Они умны и остроумны. И поэтому им веришь.Чего стоят диалоги, когда двое говорят одновременно, не слушая друг друга! Именно так и спорят люди «на взводе»! И еще приятнее, что при этом зрители все равно понимают каждое слово (за это артистам отдельное спасибо).
Много незначительных, казалось бы, мелочей, — жестов, взглядов, словечек, — таких «изюминок», которые придают спектаклю особый тонкий привкус. Рассыпавшиеся конфетки, которые Энрике торопливо собирает по всему полу – прекрасно! Момент, когда в первой сцене Фернандо вальяжно буквально снисходит до разговора с Энрике — отлично! Все не перечислишь — такие «изюминки» каждый зритель находит для себя сам.

На премьере дипломного спектакля Алексей Логачев попросил журналистов не раскрывать полностью сюжет и даже не делать фотографий, которые могут на это намекнуть. Сейчас такой просьбы никто не озвучивал. Но интригу сохранить хочется. Во-первых, чтобы не лишать удовольствия зрителей, которые за столь ограниченное время не успели посмотреть спектакль – с тем большим нетерпением они будут ждать следующий театральный сезон! А во-вторых, потому что раскрыть все внезапные повороты сюжета именно в этой пьесе, все равно, что прочитать вслух последние страницы запутанного детектива – можно, но это уже дурной тон. Поэтому придется промолчать о некоторых моментах, хотя очень бы хотелось поговорить о спектакле побольше.

Текст: Елена Имбирева

Фото: Михаил Гаврюшов

Специально для CityGu.ru

Вам будет интересно

  • Про живопись…

    Мар 2024

    Живопись – одно из самых древних искусств, которое существует уже тысячи лет. За это время она прошла через множество различных стилей и направлений, отражающих дух времени и художественные предпочтения эпохи. Давайте рассмотрим основные ...

    читать
  • О презентации ТЮЗа Киселева на Международной выставке-форуме «Россия»

    Мар 2024

    С 15 по 18 марта 2024 г. на Саратовском стенде павильона № 75 ВДНХ состоялась презентация первого в мире профессионального театра для детей – Саратовского ТЮЗа Киселева. Мероприятие ТЮЗ стало одним из главных ...

    читать
  • Премьера в ТЮЗ – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

    Мар 2024

    23 марта 2024 года в Саратовском ТЮЗе состоится премьера спектакля «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Новая постановка станет представлена как подарок для всех саратовцев к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича ...

    читать
  • Кулинарные книжные новинки: азиатская кухня, книги для записи рецептов

    Мар 2024

    Рецепты для отаку! Приготовьте то, что видели в любимых аниме Внутри — 41 рецепт, который поможет попробовать блюда и напитки из аниме в реальной жизни. Страницы красочно оформлены в мультяшном стиле — здесь ...

    читать
  • Новинки серии «СОЗВЕЗДИЕ. Вяжем с лучшими мастерами страны»

    Мар 2024

    Вязание уже давно перешло из разряда ремесла в разряд творчества. Вяжут не только женщины, но и мужчины, молодые люди и даже подростки, ведь это всем доступный способ реализовать свой потенциал и создать уникальные ...

    читать
  • Речфлот. Алексей Иванов

    Фев 2024

    Информируем о выходе новой книги: "Речфлот". Автор Алексей Иванов. О книге Книга «Речфлот: История речного флота Российской империи и Советского Союза» послужила исторической основой романа Алексея Иванова «Бронепароходы» и продолжает серию документальных книг ...

    читать