«Наша Золушка» в ТЮЗе – свежий взгляд на старую историю

Дек 16 • PRO Искусство, В НОМЕР

Сказку про Золушку знают все. И если раньше мораль этой истории воспринималась безусловно, — доброта и терпение всегда вознаграждаются, а наглость и хитрость до добра не доводят – то в последнее время на Золушку все чаще стали смотреть более критично.

И сразу появилось множество вопросов: «Что же это за отец такой, который позволяет безнаказанно унижать свою дочь, а заодно и себя?», «Что за странная семья, где отец на королевской службе, а в доме родная дочь за единственную прислугу?» … С самой Золушкой тоже не все понятно. Да взять хотя бы имя. Золушка – что за имя такое? Это не имя, это прозвище. Что же, оно у нее с рождения? В общем, в итоге совершенно непонятно, как сложилась ситуация, которая нам преподносится в сказке как данность. Да и привычная с детства мораль сказки сейчас тоже кажется несколько, скажем так, неактуальной, даже если принять за истину, что добро всегда вознаграждается, а зло всегда наказывается.

Режиссер из Санкт-Петербурга Екатерина Гроховская, актеры Саратовского ТЮЗа и драматург Анастасия Колесникова, видимо, тоже задавали себе эти вопросы и попытались найти на них ответы. Результатом этих совместных поисков и стал спектакль «Наша Золушка», премьера которого состоялась на Большой сцене ТЮЗа 14 декабря 2019 года.

О спектакле

Первое, что хочется сказать: это очень увлекательное, необычное, красочное действо. Свет, музыкальное оформление, танцы, пластика – все великолепно! Все очень зрелищно и очень эстетично. Если говорить об актерской работе, то она в лучших тюзовских традициях, — все персонажи искренние, живые, настоящие. Им веришь сразу и безоговорочно.

Очень трудно говорить о спектакле так, чтобы не лишить будущих зрителей возможности первооткрывательства, прикосновения к чуду в лучшем его проявлении, и при этом поделиться впечатлениями и эмоциями. Спектакль очень светлый и добрый. Это не мораль добра, а именно атмосфера, общее ощущение. Доброта – это сама ткань постановки, на которой вышит яркий рисунок сказочной истории. В сказке нет отрицательных персонажей. Да, так бывает – нет традиционного для сказок противостояния добра и зла, есть разные мировоззрения. Мачеха Элеонора (Виктория Самохина) и ее дочки Софи (Анна Соседова) и Элизабет (Вера Яксанова) – они не злые. Они, пожалуй, готовы были изначально принять «новую доченьку и сестренку» с радостью, если бы… Если бы Золушка (Елена Краснова) была такой же, как они. Но она не следит за модой, ничего не знает о диетах и даже как-то не очень декларирует свое желание выйти замуж на Принца. А ведь всякая современная девушка должна хотеть выйти замуж за принца – для Элеоноры и ее дочек это непреложная истина. Зато она прекрасно печет пирожки (сплошные жиры и углеводы), заваривает прекрасный чай, шьет и без проблем чистит дымоходы. Что для «девушки из высшего общества» совершенно неприемлемо! Да, Элеонора – манипуляторша. Да, она хочет самого лучшего в первую очередь для своих дочерей и воспитала она их по образу и подобию своему, потому что, с ее точки зрения, это единственно возможный способ существования. И пусть она периодически «задвигает» падчерицу на задний план, но она же действительно искренне уверена, что Золушке в этой жизни ничего «не светит» — ни принц, ни вообще высшее общество. Ну а то, что сестры напялили бальное платье Золушки на чучело, больше похоже не на злобу, а на неумную выходку школьниц-подростков – оно же немодное, как и сама Золушка. Да, ТЮЗовская Золушка совсем не привычная нам с детства героиня Янины Жеймо. То, что она позволяет так с собой обращаться, идет вовсе не от кротости и смирения, а от доброты, искренности и наивности, не предполагающих существования чего-то дурного в этом мире. Ей в этом ее мире хорошо и уютно вместе с отцом (Алексей Карабанов), которого она выходила после смерти матери и который любит ее такую, какая она есть; вместе с эльфами, заменившими ей друзей и подруг. И то, что этот мир, оказывается, немодный и неправильный, для нее неожиданность и очень неприятное, болезненное открытие (добро пожаловать во взрослый мир, подростки!). Вот это понимание, что мир бывает разным; что счастье не может быть одинаковым для всех (помните, каждая девушка должна хотеть выйти замуж за принца!); что все мы разные и все имеем право на счастье, такое, каким мы его понимаем; принятие себя, даже если не вписываешься в жесткие рамки «такположенности» — все это проблемы вечные, но от этого не ставшие менее актуальными.

Это интересно:  Новогодняя ночь. Бал-маскарад

«Наша Золушка» — очень современный спектакль. Но при этом он – классическая сказка. Нельзя сказать, что историю в ТЮЗе переосмыслили и переиначили. Нет, на нее просто посмотрели под другим углом, но «Золушкой» она от этого быть не перестала.

И, конечно, как в каждой сказке, все закончится хорошо, даже замечательно. Вот только зло не будет наказано, потому что зла в этой сказке нет. Есть шаблоны, которые мешают разглядеть свою жизнь, есть рамки, которые будут разорваны. И все три сестры – Елена (да, именно так назвали Золушку при рождении), Софи и Элизабет найдут свое счастье, найдут любовь, которая сильнее стереотипов.

И да, в самом конце сказки мы узнаем, что история «неправильных» любовей и ложных представлений о счастье началась задолго до рождения Принца Михаэля (Михаил Третьяков) и Золушки-Елены…

«Наша Золушка» в ТЮЗе – свежий взгляд на старую историю

«Изюминки»

Спектакль «Наша Золушка» — несомненная удача и прекрасный подарок зрителям всех возрастов. Но в каждом спектакле есть находки, нюансы, которые не то, чтобы жизненно необходимы для постановки, но делают ее еще ярче и живее. Мелочи. Те самые мелочи, которые буквально смакуешь, как пресловутую вишенку на торте.

Эльфы (Александр Степанов, Ольга Лисенко, Ирина Протасова), каждый со своим характером, — отнюдь не вспомогательные персонажи, у которых есть своя история, читающаяся «внутри» спектакля. Кажется, двое из них неравнодушны друг к другу, но это не мешает им оставаться тремя верными друзьями. А еще Оль, мальчик-эльф, всегда встречает Золушку поклоном, встав на одно колено, демонстрируя уважение и почтение. Так он обращается кроме Золушки только к Фее (Тамара Цихан).

Превратившиеся в погоне за модой в статисток дамы на балу, среди которых буквально растворились и стали неузнаваемыми Софи и Элизабет и бесподобная реплика Короля (Валерий Емельянов): «Я что-то пропустил? С каких пор мы ввели униформу на балах?»

Это интересно:  Концерт симфонического оркестра

Читаемые, но такие тонкие линии мгновенных влюбленностей Элизабет и Министра церемоний и изящного искусства моды (Михаил Селиванов), Софи и Министра мужественности и спортивных достижений (Артем Яксанов) … Ах, как выразительно и трагично отворачиваются оба министра, когда сестры по очереди примеряют туфельку!

Нет, пожалуй, перечислять все «изюминки» — занятие неблагодарное. Спектакль буквально нашпигован ими и каждая уместна и органична, не оттягивая на себя внимание и придавая действию чуть больше блеска и жизни.

Кому это интересно?

Если в спектакле зритель при всем желании не находит ни одной «ложки дегтя», да и желания ее искать не возникает – это большая удача и для театра, и для самого зрителя. «Наша Золушка» — как раз такой спектакль. Заявлен он для возрастной категории 6+, но фактически это вневозрастная постановка. Детишки помладше увидят классическую сказку – яркую, веселую, зрелищную и очень-очень добрую. Те, кто постарше (не только дети, но и их родители, да, пожалуй, и бабушки-дедушки), заметят тонкую иронию, отсыл к сегодняшнему дню и еще немало простых, в общем-то мыслей, которые почему-то не приходят в голову тогда, когда это необходимо. Знаете, как в киноанонсах пишут: «Рекомендовано для семейного просмотра»? Вот «Наша Золушка» — как раз такой вариант, только не кино, а живой спектакль. Хорошее настроение, улыбка (а кое-где, может, и слезинка) гарантированы. Если идти всей семьей, будет, что обсудить, поделиться впечатлениями, и, может быть, избежать в итоге тех ошибок, которые совершили герои сказки.

Текст: Елена Имбирева

Фото: Михаил Гаврюшов

Специально для CityGu.ru

Комментарии закрыты.

« »