«Переход» длиной в век

«Переход» длиной в век

Окт 5 • PRO Искусство, В НОМЕР

Напоминать о том, что для Саратовского ТЮЗа этот сезон – юбилейный, и не просто юбилейный, а сотый, театралам не надо. О том, что наш ТЮЗ – первый в мире профессиональный театр для детей, а потому его столетний юбилей стал событием не только местного, но и федерального (как минимум) уровня в культурной жизни, можно тоже не повторять. Понятно, что эта тема станет лейтмотивом для всего театрального сезона, но начало, как и следовало ожидать и как не единожды озвучивалось на разных пресс-конференциях и прочих мероприятиях еще с прошлого года, стало особенно ярким и насыщенным, как праздничный салют.

4 октября завершился театральный форум-фестиваль «Век детства», ставший основной частью празднования ТЮЗовского юбилея. Примечательно, что именно 4 октября был сыгран первый в истории детского театра спектакль, и этот день считается официальным днем рождения ТЮЗа.

На большой сцене ТЮЗа прошел торжественный вечер, посвященный столетию театра. В официальной части были зачитаны поздравительные телеграммы, в том числе от Президента России В.В.Путина, Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, Председателя Государственной Думы В.В. Володина. Что касается выступлений «официальных лиц», то официального в них было очень немного – видимо, сказалась искренняя любовь к ТЮЗу. Ярче всего это видно было, пожалуй, по выступлению Председателя Саратовской областной Думы И. Г. Кузьмина. Он вышел на сцену со строгой папкой, заявил, что хочет поскорее закончить с официальной частью и просто отдал Анатолию Юрьевичу Барсукову поздравительный адрес, заверив: «Там много теплых слов!». После этого Иван Георгиевич с явным удовольствием вернулся к микрофону и говорил уже «от себя». Теплых и добрых слов в этом неофициальном выступлении было наверняка не меньше, чем в строгой папке. Все-таки сцена – волшебное место, заставляющее даже «серьезных людей» делать шоу вместо официоза!

Конечно, были многочисленные грамоты и благодарственные письма. Что очень приятно, отмечены заслуги перед Театром (в широком смысле этого слова) не только актеров, но и многочисленных технических и административных служб. Ведь в самом деле, часто ли, сидя на спектакле, мы задумываемся о монтировщиках, электриках, костюмерах? Нечасто? И правильно! Если не задумываемся, значит, свою работу они выполняют настолько хорошо, что мы, зрители, ее просто не замечаем. А такой уровень профессионализма, согласитесь, заслуживает искренней благодарности и уважения!

После торжественной части (на «официальную» она все-таки не вытянула!) зрители увидели документальный спектакль-реконструкцию «Переход». Это продолжение уникального проекта, предложенного участникам прошлогодней лаборатории «Четвертая высота», где в качестве рабочего материала сценаристам и режиссерам были предложены не драматические произведения, а архивные материалы и интервью работников театра. По итогам лаборатории для дальнейшей работы были выбраны два эскиза – «Все будет хорошо» (Ирина Васькова, Илья Ротенберг) и «Переход» (Марина Крапивина, Талгат Баталов).

«Переход»

«Переход» — спектакль нестандартный, странный и захватывающий. История первого в мире театра для детей начинается с горячего (или горячечного) революционного монолога Бассалыго – Дмитрий Николаевич в кожанке, с забинтованной головой выходит из зала на сцену. Потом на этой сцене будут появляться разные люди, так или иначе участвовавшие в судьбе театра – актеры, чиновники, зрители и, конечно, Юрий Петрович Киселев. Не ищите портретного сходства и не пытайтесь понять, кто кого играет. Выходящие на сцену актеры не играют героев – они играют историю своего театра. Даже Бассалыго в конце оказывается не Бассалыго, а актером, играющим Бассалыго. Возможно, как раз для того, чтобы не происходило привыкания, отождествления, истории одних и тех же реальных лиц рассказывают (озвучивают?) разные артисты. И само повествование, в целом придерживаясь временной последовательности, кажется неровным, где-то затормаживая на незначительных, казалось бы, моментах, где-то проносясь галопом через годы. А разве не так выглядят настоящие человеческие воспоминания?

Если говорить о визуальном, художественном решении спектакля, то это, в первую очередь, сочетание лаконичных декораций и интенсивного использования видеоряда. На сцене словно существует еще одна сцена, разделяющая действие не только в пространстве, но и во времени. Таков, например, эпизод с комсомольской свадьбой: свадьба-воспоминание разыгрывается на «верхней» сцене, а внизу, на настоящей сцене, стоят реальные герои этого воспоминания – Юрий Петрович Ошеров и Светлана Васильевна Лаврентьева.

Несмотря на то, что спектакль нельзя однозначно назвать интерактивным, зрители ощущают полную сопричастность. Иначе вряд ли люди в зале начали бы, не сговариваясь, не только аплодировать, но и вставать, когда на экране возникли фотографии и имена ушедших актеров ТЮЗа разных лет.

Можно долго рассказывать о спектакле, об интересных решениях и самых ярких актерских и режиссерских удачах, но лучше уж один раз увидеть, чем столько же раз прочитать. Что непременно хочется упомянуть – познавательность спектакля. Наверное, это не самое удачное слово. Но биография театра, рассказанная в «Переходе», изобилует такими уникальными драгоценными деталями, каких точно не найти по первому запросу в интернете, решив на скорую руку ознакомиться с историей ТЮЗа.

«Переход» — спектакль, который вряд ли можно назвать выстроенным по классическим канонам. Хотя бы потому, что у истории ТЮЗа есть начало, есть развитие, но нет (и не будет!) финала.

Текст: Елена Имбирева

Фото: Наталья Поккине

Специально для CityGu.ru

« »