раннее развитие детей, сюжетно-ролевая игра, развитие дошкольника, игры для дошкольников, умственное развитие ребенка дошкольного возраста, психолог воронцова

Раннее развитие детей. Часть 6

Ноя 2 • В центре внимания, Ответы психолога • 3929 Просмотров • Комментарии к записи Раннее развитие детей. Часть 6 отключены

Не нравитсяСлабоНормальноХорошоОтлично! (Голосуй!)

Сегодня мы поговорим о развитии ребенка в дошкольном возрасте.
В этот возрастной период перед ребенком еще больше раскрывается окружающий его мир действительности. Ведущей деятельностью этого периода становиться игра.

В этот период игра переходит на новый уровень. Ребенок открывает мир взрослых во всем многообразии отношений (общественных, трудовых). В своих играх он уже непросто использует окружающие его предметы, а подражает взрослым: врач – лечит, шофер – водит машины, продавец – продает и т.д. С одной стороны, весь этот новый мир взрослых очень привлекает ребенка, и он хочет принимать активное участие в нем, а с другой – реализация его желания участия во взрослой деятельности невозможна из-за его неподготовленности. Это противоречие социального развития разрешается через ведущую деятельность данного этапа развития – сюжетно-ролевую игру.
Многообразие игровых сюжетов зависит от разнообразия ситуаций, с которыми сталкиваются дети в реальности. Поэтому дети младшего дошкольного возраста используют ограниченное число сюжетов, а у старших детей игры достаточно разнообразны. Например, дети шестилетнего возраста играют не только в игры с повседневным сюжетом (дочки-матери или детский сад), но и в более сложные игры (строительство каких-либо объектов, в путешественников и т.д.)

раннее развитие детей, сюжетно-ролевая игра, развитие дошкольника, игры для дошкольников, умственное развитие ребенка дошкольного возраста, психолог воронцова

В процессе игровой деятельности вырабатывается произвольность психологических процессов, таких как произвольная память и произвольное внимание. Правила и условия игры требуют от ребенка внимания правильного их исполнения. Если ребенок в процессе игры будет не внимателен, и не будет придерживаться правил сюжетной линии, его могут исключить из игры его сверстники.
Также игра способствует умственному развитию ребенка дошкольного возраста. Играя, ребенок использует разные подручные предметы (предметы-заместители), которым во время игры придумывает новые названия и использует их согласно новым названиям. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете. Шаг за шагом действия в игре с предметами сокращаются, и ребенок начинает мыслить о предмете и действиях с ним в умственном плане. При помощи игрушек-заместителей действительных предметов, которые используются взрослыми в своей повседневной жизни (машины, предметы быта и др.), ребенок постигает назначение предметов и действия с ними. Что позволяет и способствует ребенку психологически войти в мир взрослых. Помимо игрушек, специально созданных для детей, можно использовать разные подручные средства и природные материалы: карандаши, пуговицы, пустые катушки, шишки, веточки и т.д. Все эти предметы можно использовать в зависимости от игровой ситуации.
Большое влияние на эмоциональное развитие ребенка имеет кукла или мягкая игрушка. В такой игрушке нуждаются не только девочки, но и мальчики. Благодаря воображению дошкольника кукла ведет себя так, как необходимо на данный момент ее обладателю. Игрушка становиться идеальным другом, который все понимает, это идеальный партнер по общению. Ребенок привязывается к своей любимой игрушке и благодаря ей познает, и проживает различные чувства. [1].

раннее развитие детей, сюжетно-ролевая игра, развитие дошкольника, игры для дошкольников, умственное развитие ребенка дошкольного возраста, психолог воронцова

В игровую деятельность старших дошкольников уже необходимо вводить элементы обучения. В этот период дошкольник относится к обучению как к игре с определенными правилами и, выполняя условия игры, ребенок незаметно для себя приобретает простые учебные действия. Так в процессе игры берет свое начало учебная деятельность, которая в дальнейшем становиться ведущей деятельностью.

В следующей статье мы поговорим о развитии речи, мышления, восприятия, внимания, памяти ребенка дошкольного возраста.
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений, которые будут полезны вашему ребенку в этот период. [2].

Упражнение «Таз с водой»

Эта игра поможет ребенку научиться наливать и переливать жидкость различными способами с использованием разных емкостей.

Вам понадобиться: таз, бутылки, сито, лейки, черпаки.

Наполните таз водой. Для этого задания необязательно проводить предварительную демонстрацию действий, поскольку дети быстро начнут развлекаться, наливая, наполняя, выливая и поливая что-нибудь.
В зависимости от времени года можно заменить воду мелкой крупой. Постелите под таз подстилку, чтобы потом можно было собрать рассыпанную крупу.

Упражнение «Перемещение с помощью пинцета»

Эта игра помогает ребенку укрепить мышцы пальцев.

Вам понадобятся: поднос, 2 одинаковые миски с ракушками (пуговицами, пробками…), пинцет (или щипчики для удаления волос, щипцы для сахара, льда).

На подносе разместите ложку и две миски: слева – пустую, а справа – наполненную ракушками.
С помощью пинцета начните переносить ракушки из одной миски в другую, вслух проговаривая ваши действия.
Повторите порядок действий левой рукой.
Предложите ребенку попробовать повторить и переместить ракушки из одной миски в другую.
Когда ребенок закончит выполнение задания, он должен привести в порядок свой поднос.

раннее развитие детей, сюжетно-ролевая игра, развитие дошкольника, игры для дошкольников, умственное развитие ребенка дошкольного возраста, психолог воронцова

Упражнение «Кукольный домик»

Эта игра дает возможность детям научиться находить различия между предметами на картинках и предметами, расставленными в кукольном домике.

Цель игры: сравнить картинку и кукольный домик и определить, какие предметы были еще добавлены в обстановку домика.

Вам понадобятся: обувная коробка; материалы для украшения (ткань, ленты…); небольшие предметы различных видов (фигурки, животные, пуговицы, бусины…); клей; пара ножниц; фотоаппарат; принтер; кусок картона.

Каждый выбирает коробку определенного размера, затем раскладывает на столе все выбранные предметы, необходимые для оформления интерьера спальни, кухни, сада…
Для начала постелите в коробке ткань или другой материал.
Добавьте небольшие предметы для того, чтобы оживить ваш кукольный домик.
После оформления обстановки сделайте фотографию, по своему усмотрению разместите оставшиеся предметы, чтобы закончить оформление дома.
Распечатайте фотографию и приклейте ее на кусок картона.
Сравните с ребенком фотографию и до конца оформленный интерьер кукольного домика.

Текст: Воронцова Н. Н., психолог, член «Национальной родительской ассоциации» и Молодцова О. П., психолог, член «Национальной родительской ассоциации».

Фото: из свободных источников Интернет

Специально для CityGu.ru

Список использованных источников:

1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2. Котт, Дельфина Жиль. Большая энциклопедия раннего развития Марии Монтессори. – М.: Из-во АСТ, 2016.
3. Шагаева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М.:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001.

« »