школьная тревожность, тревожный ребенок, ребенок отказывается идти в школу, правила поведения в школе, раздражительность и агрессия, снижение концентрации внимания, рассеянность на уроках, трудный ребенок, удобный ребенок

Школьная тревожность

Фев 8 • Ответы психолога • 3152 Просмотров • Комментарии к записи Школьная тревожность отключены

Не нравитсяСлабоНормальноХорошоОтлично! (Голосуй!)

Каждый родитель у которого есть ребенок школьного возраста слышал словосочетание «школьная тревожность». Как правило, этот термин использует в своей речи педагог-психолог на родительском собрании, пытаясь привлечь внимание родителей к яркому признаку дезадаптации ребенка в школе. Школьная тревожность оказывает отрицательное влияние на следующие сферы жизни ребенка: на учебу, на общение (как в школе, так и за ее пределами), на физическое и психологическое здоровье.

Школьную тревожность достаточно сложно распознать, так как она может отражаться в разных поведенческих проявлениях. С одной стороны дети с повышенной тревожность всегда готовят уроки, выполняют указания учителей, соблюдают правила поведения в школе. Это очень «удобные дети» для учителей и родителей. С другой стороны, школьная тревожность может проявляться и в плохом поведении ребенка, как правило таких детей считают «трудными детьми». Различные причины, приводящие школьника к дезадаптации, и дают такое многообразие проявлений школьной тревожности.

Школьная тревожность достаточно широкое понятие, которое включает различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Школьная тревожность проявляется в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную несостоятельность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. [1]

К формированию и закреплению школьной тревожности приводят следующие факторы: перегрузки в школе; трудности в освоении школьной программы; завышенные требования со стороны родителей; плохие отношения с учителями; отгороженность от одноклассников; напряженность связанная с переводными и выпускными экзаменами.

школьная тревожность, тревожный ребенок, ребенок отказывается идти в школу, правила поведения в школе, раздражительность и агрессия, снижение концентрации внимания, рассеянность на уроках, трудный ребенок, удобный ребенок

Тревожности подвержены и девочки, и мальчики. По статистическим данным [2] девочки 6-7-х и 10-11-х классов оказываются более тревожными, чем мальчики. Мальчики младшего школьного возраста более тревожны. Уровень тревожности изменяется на всем протяжении школьной жизни. Так, высокий уровень тревожности сохраняющийся на протяжении младших классов, снижается в подростковом периоде. В девятом классе происходит резкий всплеск уровня тревожности, а в десятом резко падает и повышается перед выпускными экзаменами.

Основными признаками проявления школьной тревожности у школьников всех возрастов является: ухудшение соматического здоровья; нежелание ходить в школу, пропуски уроков; излишняя старательность при выполнении заданий; отказ выполнять субъективно трудные задания; раздражительность и агрессия; снижение концентрации внимания и рассеянность на уроках. Для младших школьников также характерны такие проявления, как страх опоздать на уроки, страх потери и порчи школьных принадлежностей, боязнь отвечать на уроке, ответы тихим или неуверенным голосом, избегание контактов с учителями и одноклассниками. У учеников старших классов тревожность может проявляться снижением успеваемости, негативизмом, показным равнодушием, аддиктивным поведением, излишней старательностью или полным отказом при подготовке к экзамену.

Что мы, как родители, можем сделать чтобы помочь нашим детям? Во-первых встретиться и поговорить со школьным психологом: действительно ли у вашего ребенка повышен уровень тревожности. Если «да», то для снижения тревожности необходимо работать в следующих направлениях: повышение самооценки ребенка, обучение ребенка управлять собой в стрессовых для него ситуациях и снятие мышечного напряжения. Процесс повышения самооценки это ежедневная целенаправленная и длительная работа. Хвалите ребенка за каждый незначительный его успех, чаще обращайтесь к нему по имени. Попросите учителей, чтобы они отмечали его успехи в присутствии одноклассников, вовлекали ребенка участвовать в нейтральных мероприятиях, которые не предполагают состязаний и сравнения достижений между детьми. Сравнивайте достижения ребенка с его же собственными предыдущими результатами. Не требуйте от ребенка того, что он не может сделать. Если какой-то предмет вызывает у ребенка затруднения, поддержите и помогите ему. Выберите ребенку занятие то, которое ему очень нравиться, чтобы оно приносило радость. Демонстрируйте образцы уверенного поведения. Стремитесь делать ребенку меньше замечаний. Любите его таким, какой он есть!

школьная тревожность, тревожный ребенок, ребенок отказывается идти в школу, правила поведения в школе, раздражительность и агрессия, снижение концентрации внимания, рассеянность на уроках, трудный ребенок, удобный ребенок

Следующие упражнения помогут снять мышечное напряжение

Упражнение «Корабль и ветер»

Инструкция: «Представь, что парусник плывет по волнам но вдруг он остановился. Давай поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохни в себя воздух, сильно втяни щеки… А теперь шумно выдохни через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давай попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение «Мышечная гимнастика»

Процедура. Как при напряжении, так и при расслаблении групп мышц должно сохраняться глубокое, брюшное дыхание.

1. Лицо. Поднимите брови максимально и держите их в этом состоянии до полного изнеможения задействованных в этом движении мышц, остальные мышцы свободны. Далее сильно зажмурьте глаза, затем расслабьте их. Рот: улыбка до ушей, губы целуют.

2. Плечи. Дотянитесь плечом до мочки уха, голова не наклоняется. Расслабьтесь. То же самое со вторым плечом. Появилось ощущение тяжести в плечах, плечи становятся все тяжелее.

3. Руки. Обе кисти крепко сожмите в кулаки. Задержитесь в таком положении. Расслабьтесь. Должны появиться теплота и покалывание в пальцах.

4. Бедра и живот. Сидя на стуле, поднимите ноги перед собой. Напряжение в бедрах до изнеможения. Расслабьтесь. Противоположная группа мышц напрягается «зарыванием ступней в землю». Зарывайте тверже. Расслабьтесь: расслабление чувствуется в верхней части ног, сосредоточьтесь на этом.

5. Ступни. Ноги плотно стоят на полу, упражнение выполняется сидя. Поднимите пятки высоко вверх. Должно появиться напряжение в икрах и ступнях. Расслабьтесь. Поднимите носки ног. Напряжение в ступне и передней части ног. Расслабьтесь.

Прим: При выполнении всех упражнений необходимо держать внимание на ощущениях в мышцах.

Для того чтобы определить есть ли у вашего ребенка признаки тревожности, предлагаем вам опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.

Признаки тревожности

Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность: 15-20 баллов.
Средняя: 7-14 баллов.
Низкая: 1-6 баллов.

школьная тревожность, тревожный ребенок, ребенок отказывается идти в школу, правила поведения в школе, раздражительность и агрессия, снижение концентрации внимания, рассеянность на уроках, трудный ребенок, удобный ребенок

Текст: Воронцова Н. Н., психолог, член «Национальной родительской ассоциации» и Молодцова О. П., психолог, член «Национальной родительской ассоциации».

Фото: из свободных источников Интернет

Специально для CityGu.ru

Список использованных источников:
1. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004.
2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

« »