афиша Саратова, афиша онлайн, афиша спектаклей, афиша концертов, куда сходить, классическая музыка, опера и балет, театр, афиша театра, Саратов, Балаганчик, Драма, Версия, Балаганчикъ, Филармония, Теремок, Аффект, Грани, Машин Хэд, Machine Head

«Вдовы»: премьера на сцене «Балаганчика»

Июн 7 • PRO Искусство, В центре внимания

Как же летит время… Вот уже и июнь наступил. Театральный сезон медленно, но неуклонно подходит к концу, радуя зрителей последними перед летним затишьем премьерами. Одну из них, «Вдовы» по пьесе Славомира Мрожека, в конце мая, 28 числа, представил саратовским зрителям театр драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ».

афиша Саратова, афиша онлайн, афиша спектаклей, афиша концертов, куда сходить, классическая музыка, опера и балет, театр, афиша театра, Саратов, Балаганчик, Драма, Версия, Балаганчикъ, Филармония, Теремок, Аффект, Грани, Машин Хэд, Machine Head

О пьесе

Пьеса «Вдовы» Славомира Мрожека написана в 1992 году. На следующий же год она была переведена с польского на русский язык, а первая постановка на российской сцене состоялась в самом начале 1994 года. С тех пор пьеса пользуется большой популярностью среди российских театральных режиссеров. Возможно, немаловажную роль в этом сыграл предполагаемый лаконизм постановки – минимум декораций, минимум актеров, минимум внешних выразительных средств. Все сосредоточено на игре актеров и умении прочесть и передать ситуации, начинающиеся вполне реалистично и доходящие до полного абсурда.

афиша Саратова, афиша онлайн, афиша спектаклей, афиша концертов, куда сходить, классическая музыка, опера и балет, театр, афиша театра, Саратов, Балаганчик, Драма, Версия, Балаганчикъ, Филармония, Теремок, Аффект, Грани, Машин Хэд, Machine Head

О спектакле

Несмотря на серьезное, даже трагическое название, «Вдовы» — трагикомедия. Состоит она фактически из двух отдельных новелл, объединенных только местом действия – небольшим фешенебельным кафе. Разделение спектакля на два отдельных действия, хоть и не прерываемые антрактом (театр «Балаганчикъ» из-за особенностей своего помещения просто не имеет такой возможности), выражено очень отчетливо. Весьма условные декорации – пара столиков под скатертями, несколько стульев, подиум с креслом за блестящей полупрозрачной занавесью – точно обрисовывают атмосферу небольшого кафе, куда «приличная публика» может зайти, чтобы выпить кофе или пива (это уж на чей вкус). Да еще, разумеется, вышколенный Официант (Данила Шувалов) – улыбчивый, доброжелательный, невозмутимый. Посетители вряд ли обращают на него внимание помимо случаев, когда нужно сделать заказ. А между тем, он все видит, все замечает, все помнит и делает выводы. Он хранит множество секретов, а посетители кафе и не догадываются, что они для него не представляют ни малейшей тайны. Этот Официант чем-то сродни портье Теду из голливудского фильма «Четыре комнаты», только спокойнее и, можно сказать, мудрее.

В первой истории практически нет действия, только диалог двух вдов (Елена Смирнова, Ольга Лапшина), сидящих за разными столиками: смесь самодостаточной глупости и светского разговора «ни о чем». Обе дамы умудрились овдоветь в один и тот же день – сегодня – и даже успели похоронить мужей. Так что на свидание, назначенное каждой из них их любовником в этом кафе, месте их постоянных встреч, успели обе. Нелепость реплик подчеркивается невозмутимо-уверенным тоном обеих дам:

Это интересно:  ПроКоты: стартовал новый, заМУРчательный проект Пушкинской библиотеки

   «- И когда скончался ваш супруг?

     — Сегодня, около двенадцати.

     — Мой тоже умер сегодня в полдень. А заболел когда?

     — Сегодня утром.

     — Как летит время. Значит, похороны у вас были уже к вечеру?

     — Около пяти.

     —  И я хоронила моего после обеда.  Ног под собой не чую. Сколько я набегалась, чтобы вовремя все организовать. Муж даже пальцем не шевельнул, а ведь это были как-никак его похороны.

     — И мой такой же — без меня шагу не ступит.

     — Ах, милая, сколько я с ним намучилась.

     — И я тоже, но пока был еще жив. А уж во время похорон лежал спокойненько.

     — Вам только так кажется»

О, эти образы узнаваемы во все времена! И, возможно, обе вдовы даже определенным образом сдружились бы на почве общих взглядов на жизнь, если бы официант (вот незадача!) не перепутал записки, оставленные для обеих дам двумя разными мужчинами, а парочка обмороков не оставила без спасительных вуалей… Впрочем, две женщины, внезапно став соперницами (хотя выяснять отношения, учитывая, что обе они овдовели, несколько поздно), быстро оставят взаимную неприязнь и колкости, если понимают, что можно объединиться против третьей… Да, третья вдова (Даяна Жукоцкая) тоже появляется – молчаливая, статная, загадочная, под густой черной вуалью. Раздраженным вдовушкам удается-таки заглянуть под вуаль этой Третьей, чтобы узнать, кто она, — та, которую предпочли их мужья и любовники столь достойным и заботливым женам, и… Впрочем, оставим немного интриги для тех зрителей, которые планируют посмотреть этот спектакль и не читали пьесу Мрожека.

Это интересно:  Роман Дунаев о книге Ицхака Адизеса «Размышления о менеджменте»

Вторая история, рассказанная в спектакле, для тех, кто читал пьесу «Вдовы» или знаком с другими литературными произведениями Мрожека, станет сюрпризом. Начинаясь в том же самом кафе, как оригинальная вторая часть пьесы, она постепенно превращается не в продолжение «Вдов», а в сатирическую мини-пьесу Мрожека «Графская пломба» из сборника «Хочу быть лошадью. Сатирические рассказы и пьесы». Здесь абсурд доведен не просто до грани возможного – он переходит за грань. Внезапные открытия, которые совершают в процессе разговора Преступник (Михаил Юдин) и Комиссар полиции (Александр Котелков), громоздят нелепость на нелепости, напоминая пародию на Болливудские фильмы: герои попеременно узнают то медальон, то браслет, то перстень с портретом, и каждое такое «узнавание» несет в себе очередную семейную тайну. И с каждой такой тайной мгновенно меняется их отношение друг к другу, манера поведения. Повторение приема доводит и без того нелепую ситуацию до крайней степени, вызывая хохот в зале. В конце же повествование, словно делая полный оборот, возвращается к «Вдовам», но уже к финалу второй части пьесы. Этот микс, замена персонажей, разрыв логической связи между двумя частями постановки, еще более подчеркивает бредовость происходящего на сцене.

И только двое из всех посетителей этого фешенебельного кафе объединяют происходящее и кажутся единственными реальными персонажами в театре абсурда – Дама в черной вуали и невозмутимо-доброжелательный Официант.

афиша Саратова, афиша онлайн, афиша спектаклей, афиша концертов, куда сходить, классическая музыка, опера и балет, театр, афиша театра, Саратов, Балаганчик, Драма, Версия, Балаганчикъ, Филармония, Теремок, Аффект, Грани, Машин Хэд, Machine Head

Послевкусие

Вынужденный минимализм декораций в этом спектакле вполне себя оправдывает. Да, собственно, он практически полностью соответствует указаниям самого автора, данным в пьесе. Все внимание – на артистов. И им полностью удается, постоянно находясь «на крупном плане», преподнести зрителям искристый коктейль из абсурда, мещанства и глупости, щедро приправленный авторской иронией и сатирой. Спектакль смотрится легко и даже весело, но где-то в глубине души остается ощущение, что все гораздо серьезней, чем кажется. Что ж, можно сказать, что последняя в этом сезоне премьера «Балаганчика» явно удалась!

Текст и фото: Елена Имбирева, специально для CityGu.ru

Комментарии закрыты.

« »