Время, как известно, имеет необратимо линейный характер. 15 февраля 2019 года в Старом ТЮЗе Саратова произошло невероятное – время утратило свою линейность.
Конечно, это волнующе – знакомая с детства лестница вниз, в гардероб; неспешный подъем в вестибюль; ожидание первого звонка… В моменте, когда открываются высокие двери в зрительный зал, всегда есть что-то неуловимо торжественное, словно тебя одновременно приглашают в гости, как старого друга и желанного гостя, и в то же время возникает ощущение, что тебе спокойно, доброжелательно и по-королевски достойно позволяют войти. Ведь и другие театры у нас не менее «намолены», но почему-то такое чувство возникает именно здесь, в старом ТЮЗе. Зал, знакомый, уютный, оживает, наполняется голосами и приятной суетой, чтобы как по волшебству замереть, как только начнет гаснуть свет… Возвращение в родные пенаты спектакля «Старосветская любовь» было похоже на путешествие во времени. Даже программки оказались необычными – тоже из прошлого, где главным режиссером ТЮЗа был Григорий Цинман, а на сцену в роли Молодого выходил Илья Володарский. В театре, как и в обыденной жизни, праздник и грусть часто идут рука об руку…
Сравнивать «Старосветскую любовь» образца 1996 года и нынешнюю смысла не имеет – каждый спектакль уникален и неповторим ровно столько раз, сколько он сыгран. Но игра со временем продолжалась. Говорить здесь об актерских достоинствах дуэта народных артистов РФ Светланы Лаврентьевой и Юрия Ошерова и проводить параллели, памятуя, что и герои, и исполнители — семейные пары с огромным стажем, как минимум, — не сказать ничего нового для зрителей, как максимум – «mauvais ton». Так вот, мало того, что актеры перенесли нас в начало XIX века, так еще и в самом повествовании время перестало подчиняться законам физики. Оно постоянно возвращается назад в воспоминаниях Повествователя (Валерий Емельянов) или самих Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича, воплощаясь в белых, нереальных образах Молодых. Оно выглядывает из будущего, обозначаясь парой скромных надгробий в углу авансцены. Оно почти останавливается, замирая в неспешных разговорах и привычных домашних хлопотах пожилой помещичьей четы. Оно срывается в рваный беспорядочный галоп со смертью Пульхерии Ивановны; застывает, не понимая, куда и зачем двигаться дальше после этого вместе с Афанасием Ивановичем; замыкается в кольцо, когда слова, сказанные юной Пульхерией Ивановной своему жениху перед побегом становятся предсмертными словами Афанасия Ивановича. Говорят, время властвует над людьми, но люди не властны над временем. Так оно и есть, но в тот вечер на старой ТЮЗовской сцене люди, оставаясь в потоке времени, повернули его течение по-своему.
«Старосветская любовь» — спектакль истинно ТЮЗовский, заставляющий зрителей по воле актеров смеяться и плакать не в переносном, а в буквальном смысле. Последняя сцена шла не просто под непрекращающиеся аплодисменты. Зал встал. Последний танец, финал, поклон – зрители не переставали аплодировать стоя.
После того, как опустился занавес, время немного вернулось в привычное русло. Но только немного. Потому что зрителей попросили уделить театру еще буквально пятнадцать минут (да-да, все того же драгоценного времени). Актеры Артем Кузин и Михаил Третьяков разыскивали некую неизвестную. «Её» нигде не находили. Обзвонили всех, кого можно, но Её не было ни у кого. Предположили, что Ее украли, но кто? Вроде некому – не зрители же и не артисты! А пока поиски продолжались, публике показали небольшой документальный фильм, точнее, зарисовку об истории ТЮЗа и «Старосветской любви». С экрана с залом говорили Юрий Петрович Киселев, Олег Павлович Табаков, появлялись только что увиденные сцены из спектакля «тех» времен – Светлана Лаврентьева, Юрий Ошеров, Григорий Цинман…
«Ее» все еще искали, приходя к выводу, что случилось самое страшное – Ее просто забыли и Она пропала. Насовсем. На сцену вышел Юрий Петрович Ошеров, чтобы сказать несколько слов о действительно знаковом, историческом событии – впервые после пожара ТЮЗовский спектакль был сыгран на старой сцене. А поскольку событие символичное, то у него обязательно должен быть символ. Под аплодисменты зала была развязана бечевка на большом пакете, который вынесли на сцену во время выступления Юрия Петровича и на сцене появилась Она — та, которую так долго и старательно искали… Вывеска «ТЮЗ КИСЕЛЕВА», та самая, что была на фасаде старого ТЮЗа до пожара! На вопрос, где же она была все это время, Ошеров только улыбнулся: «Где была… Да на даче у меня. Я же знал, что когда-нибудь она понадобится!»
Текст: Елена Имбирева
Фото: Вячеслав Сторожев
Специально для CityGu.ru
Вам будет интересно
Мар 2024
Живопись – одно из самых древних искусств, которое существует уже тысячи лет. За это время она прошла через множество различных стилей и направлений, отражающих дух времени и художественные предпочтения эпохи. Давайте рассмотрим основные ...
Мар 2024
С 15 по 18 марта 2024 г. на Саратовском стенде павильона № 75 ВДНХ состоялась презентация первого в мире профессионального театра для детей – Саратовского ТЮЗа Киселева. Мероприятие ТЮЗ стало одним из главных ...
Мар 2024
23 марта 2024 года в Саратовском ТЮЗе состоится премьера спектакля «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Новая постановка станет представлена как подарок для всех саратовцев к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича ...
Мар 2024
Рецепты для отаку! Приготовьте то, что видели в любимых аниме Внутри — 41 рецепт, который поможет попробовать блюда и напитки из аниме в реальной жизни. Страницы красочно оформлены в мультяшном стиле — здесь ...
Мар 2024
Вязание уже давно перешло из разряда ремесла в разряд творчества. Вяжут не только женщины, но и мужчины, молодые люди и даже подростки, ведь это всем доступный способ реализовать свой потенциал и создать уникальные ...
Фев 2024
Информируем о выходе новой книги: "Речфлот". Автор Алексей Иванов. О книге Книга «Речфлот: История речного флота Российской империи и Советского Союза» послужила исторической основой романа Алексея Иванова «Бронепароходы» и продолжает серию документальных книг ...