В рамках проекта «Университет и город: Саратов – территория арт-коммуникации в контексте городских исследований» в атриуме XI корпуса Саратовского Университета 27 апреля в 11-30 открылась выставка Елизаветы Фроловой «PROVINCIA».

О выставке

Проект «Университет и город: Саратов – территория арт-коммуникации в контексте городских исследований» реализуется при поддержке Оксфордского Российского фонда и включает в себя несколько мероприятий, призванных помочь студентам Университета познакомиться с современным искусством. «PROVINCIA» Елизаветы Фроловой – первое из них.

Проект, представленный Елизаветой Фроловой, состоит из двух частей. Первая – это коллекция фотоколлажей, составленных из фотографий архитектурных фрагментов разных зданий Саратова. Вторая часть называется «Признание» и действительно состоит из признаний в любви к городу, дому, двору жителей Саратова.

Небольшую по объему выставку студенты могут посмотреть даже в перерыве между парами. Но бегло просмотрев фотоколлажи один раз, к ним хочется вернуться, рассмотреть более вдумчиво, вчитаться в «Признания». И тогда уже повторение деталей в каждой работе кажется почти гипнотическим. Невольно стараешься угадать, откуда, с каких именно домов эти плавные линии балконов и стен, графичное кружево решеток, утонченные узоры лепных украшений… Видел ли этот дом? Проходил ли сто раз мимо, не замечая привычной красоты?

А потом перечитываешь признания и с удивлением понимаешь, что вот так признаваться в любви можно не только тем пронизанным историей местам, что любимы многими саратовцами, но и просто многоэтажке, в которой живешь… А какие слова, оказывается, находят люди, чтобы выразить эту любовь!

«Признание №1» — как внезапное осознание: «Ты знаешь, мне как-то даже странно признаваться в этом, но я тебя долго не замечала. Совсем. Очень долго (…)». «Признание №2» — словно история любви к женщине: «Сначала ты показалась мне интересной и необычной, но твой внешний вид оставлял желать лучшего. Но я все равно вечерами специально спускался по Октябрьской, чтобы полюбоваться тобой. Заодно я стал узнавать о тебе все, что возможно. И моя любовь становилась сильнее (…)». «Признание №5» — настоящая сказка, немного грустная, но с непременной верой в счастливый конец: «Духам города Саратова не позавидуешь. Они, вероятно, печалятся каждый день с утра до ночи, сутра до ночи. За что их детище так не любят, за что их обитель так не уважают, за что его так унижают? (…)». «Признание №9» — настоящий, полный памяти, печали, боли и негодования реквием: «(…) А чуть позже в 90-е он был признан выявленным памятником архитектуры и я долго не могла понять, как смогли в 1998 году признать дом аварийным и подлежащим сносу. (…) Сегодня мой красивый дом обезображен. Сначала мародеры вытащили оттуда все, что только можно, а теперь они разрушили даже лестницы. Гранитные ступени валяются во дворе (…) Проезжая мимо дома детства и юности, я смотрю в другую сторону, слишком больно видеть оконный проем и стены своей разрушенной комнаты». Читаешь, словно настоящую историю города и задумываешься: а какому дому, двору, улице я отдал, не заметив, свое сердце?

афиша Саратова, афиша онлайн, афиша спектаклей, афиша концертов, куда сходить, классическая музыка, опера и балет, театр, афиша театра, Саратов, Балаганчик, Драма, Версия, Балаганчикъ, Филармония, Теремок, Аффект, Грани, Машин Хэд, Machine Head

Автор – о выставке и не только

Перед открытием выставки Елизавета Фролова ответила на несколько наших вопросов.

— Можете сказать несколько слов о вашем проекте, о том, как появилась эта идея?

— Интерес к архитектуре у меня был всегда. Я окончила Строительно-Архитектурно-Дорожный Институт (Институт Урбанистики) СГТУ им. Гагарина Ю.А. по специальности архитектор-дизайнер. А идея… Мне захотелось показать, как на самом деле красив наш город, привлечь к нему внимание. Знаете, так надоело, что его ругают постоянно… А ведь он очень красивый! Первая часть проекта – это фотоколлажи. Это повторение одних и тех же фрагментов. Как желание привлечь к ним внимание, что ли… Именно к конкретным деталям. А вторая часть, «Признание», она для меня вообще особенно важна. Я попросила разных людей рассказать о домах, дворах, улицах, о каких-то местах города, которые они любят. Может, просто за архитектуру. Может, с ними связаны какие-то истории, воспоминания… И вы знаете, некоторые даже терялись сначала, но в итоге каждый нашел, что сказать.

— Как вы считаете, ваш проект привлечет внимание к памятникам архитектуры Саратова, к их сохранению?

— Да нет, не думаю. Ничего он глобально не изменит. Но хоть показать, что в нашем городе много прекрасного, уникального, к этому привлечь внимание…

— Сохранение архитектурных памятников для Саратова – больная тема. Многие из них в плачевном состоянии. Как вы думаете, насколько актуален вопрос их сохранения?

— Когда я училась, была студенткой, мне тоже хотелось все сохранять, реставрировать… Но со временем начинаешь смотреть на такие вопросы более… по-человечески, что ли. Ведь в этих памятниках архитектуры живут люди. И представляете, в каких условиях они живут, если это действительно старые ветхие дома? Стены в трещинах, удобств никаких… Как людям там жить? Иногда думаешь, может, для людей лучше такие дома снести да построить новые…

— Но если нельзя провести реконструкцию, есть опыт той же Москвы, Санкт-Петербурга, когда дом полностью сносится и перестраивается, но при этом фасадная стена остается и реставрируется. Это позволяет хотя бы сохранить историко-архитектурный облик города и одновременно улучшить условия жизни для людей.

— Да. Но чтобы такие масштабные работы были возможны, чтобы мы могли воспользоваться, например, опытом Москвы, нужно очень многое менять – и в сознании, и на законодательном уровне.

— На ваших коллажах нет ни адресов, ни каких-либо других пояснений. Вы сделали это специально?

— Ну… Можно, конечно, подписать, где сделана фотография, какой это дом, какая его часть. Кому-то станет интересно, он пойдет и посмотрит именно этот дом. А так – захочется найти, узнать; человек начнет искать, вглядываться в разные дома, смотреть внимательнее и, может быть, увидит намного больше. Увидит то, чего раньше не замечал.

Текст и фото: Елена Имбирева, специально для CityGu.ru

Вам будет интересно

  • Популярность мягких окон

    Июн 2023

    Мягкие окна - это относительно новый вид оконных конструкций, который становится все более популярным среди потребителей. Современные технологии производства позволяют создавать мягкие окна из различных материалов, таких как ПВХ или алюминий, что делает ...

    читать
  • Июн 2023

    Кофе для вендинга – это особый вид кофе, который предназначен для автоматических кофейных машин, установленных в специальных торговых автоматах, известных как вендинговые автоматы. Вот несколько особенностей, которые делают его отличным от других видов ...

    читать
  • Аренда квартир: правила и тонкости

    Май 2023

    У вас нет собственной жилплощади? Следовательно, еще не раз придется столкнуться с такой задачей, как снять квартиру в области. Давайте обсудим тонкости, которые следует учитывать при заключении договоренности о съеме квартиры хоть Ростовской, ...

    читать
  • Май 2023

    В настосщее время мягкие окна приобретают все большую популярность и распространенность. Чтобы понять основные особенности таких изделий, требуется рассмотреть главные положительные и отрицательные черты гибкого остекления. Что касается преимуществ, то, прежде всего, следует ...

    читать
  • Апр 2023

    В последние годы среди всех имеющихся на современном рынке вариантов застекления все чаще рассматривают жидкие окна для беседки, защищающие веранды и открытые террасы от дождевых осадков, снега и сильного ветра. Но практика доказывает, ...

    читать
  • Новые форматы музыкальных фестивалей: тенденции и перспективы, открытые площадки и концерты в шатрах!

    Апр 2023

    Музыкальные фестивали стали неотъемлемой частью современной культуры. В течение последних нескольких десятилетий, они значительно изменились и развились, предлагая посетителям новые форматы, включающие в себя не только музыку, но и различные виды искусства, технологии ...

    читать