виталий титов, фотограф, фотография, фотоаппарат, профессиональный фотограф, фотосессия, фотопроект, фотооборудование, обучение съемке, опыт фотографа, фотодело

Виталий Титов: «Фотография – это прежде всего искусство. Я стремлюсь к тому, чтобы каждая сделанная фотография была «живой»»

Мар 30 • В НОМЕР, Люди

Фотография. Что это?! Для кого-то просто бумажные карточки, для кого-то приятные воспоминания, а для Виталия Титова – дело его жизни. Поймите правильно: взяв в руки фотоаппарат, вы не станете фотографом. Фотограф – это ещё и художник! Он собирает на фотографии не только эмоции и образы, но и умеет качественно запечатлеть момент, преподнести его зрителю. Не зря Виталия называют профессионалом, а его работы, как и картины художников, неповторимыми и незабываемыми!

В Саратове на данный момент множество фотографов (по нашим скромным подсчетам более 1200 человек), но лишь немногие из них могут представить миру свои профессиональные работы, поражающие нас глубиной восприятия; немногие создают интересные проекты, актуальность которых не блекнет с годами, и далеко не все схватывают на лету индивидуальность и неповторимость людей. Именно поэтому сегодня мы поговорим с Виталием Титовым, который полностью совпадает с описанием человека, для которого фотография стала не просто делом его жизни, но и возможностью оставить для потомков нечто более, чем просто кадр.

Виталий, расскажите о себе. Как Вы пришли в фотографию? сколько в Вашей семье поколений уже в этом деле?

Если говорить о семье, то фотографией начал заниматься мой дед. Отец был профессиональным фотографом. Я тоже не остался в стороне. С дедом мы работали с 4 лет в домашней фотолаборатории. Видимо он и привил во мне тягу к фото. Причем не просто к фотографии как к способу сфокусироваться на моменте, а возможности запечатлеть момент и эмоции, которые она сопровождает.

В 10 лет мне подарили фотоаппарат «Смену-Символ». Тогда у многих были фотоаппараты, но простые «Смены», у меня уже был со спусковой клавишей, расположенной рядом с оправой объектива на передней стенке камеры, наличием совмещённого куркового взвода затвора и перемотки плёнки, рукояткой обратной перемотки типа «рулетка».

Несколько позже в наследство от деда мне достался ФЭД-2 с выдвижным телескопическим объективом и книга Яштолд-Говорко, как раз об основах фотографии и печати фотоснимков. И до сих пор помню, когда мы ехали в поезде из Москвы, я увлеченно читал эту книгу. Чуть позже в соседнем от нас доме открыли фотокружок, куда я ходил. Но буквально через год уже активно помогал сообучающимся, а в 14 лет самостоятельно начал вести фотокружок в пионерлагере «Звездочка». Тоже в пионерлагере, но уже «Березка», куда я ездил преподавателем фотокружка, один из руководителей научил меня печатать цвет. Получилось, что с 14 лет я сам печатал цветные фотографии. Чтобы вы понимали, для цветной фотографии нужно было провести 6 процедур, которые по времени занимали 1,5 часа. Ну, не говоря о пробах. То есть, чтобы напечатать фотографию, уходила целая ночь. А если вы заглянете в свои фотоальбомы, то поймете, что цвет был на вес золота – в основном фотографии были черно-белые.

Подскажите, а у Вас нет музея фотоаппаратов или, может быть, Вы храните их в формате семейной реликвии?

Я не особо думал тогда про семейные реликвии. И часть фотоаппаратов я передал Александру Александровичу Курочкину в его коллекцию. А мысль Вы мне подали хорошую.

виталий титов, фотограф, фотография, фотоаппарат, профессиональный фотограф, фотосессия, фотопроект, фотооборудование, обучение съемке, опыт фотографа, фотодело

Была ли раньше тусовка фотографов?

Да, Вы знаете, была. Каждый понедельник в шесть часов я ездил на встречу. Это было рядом с фотомагазином, он находился на пересечении улиц Московской и Радищева. С ВСО ездил закупать расходные материалы, а на встречи, как на работу, каждую неделю. Это была интересная тусовка фотографов. Я ездил туда, общался со старшим поколением, мы делились новинками, идеями, можно было приобрести то, что было очень сложно купить даже в Москве.

Вообще раньше отношение к фотографии, да и сами фотографы были другими. Человек, который занимался фото, должен был четко понимать, какие настройки требуются, что необходимо по свету, экспозиции, и, главное, что получится в итоге! На самом деле я до сих пор пользуюсь этими навыками, хотя сейчас они не настолько сильно востребованы. То есть прежде, чем нажать на спуск, я точно знаю, какие требуются показатели диафрагмы, экспозиции, света.

У Вас был в это время наставник?

Нет. Как такового не было. Сам процесс фотосъемки был сродни магическому действу. В фотокружках тогда занимались творчеством, поэтому мы учились сами и по книгам.

Как Вы попали в коммерческую съемку?

К концу выпускного класса друг принес газету с объявлением. Там было направление по съемке в детских садах. Вот так я и попал в коммерцию. Через детские сады я вышел на так называемые фотозоны в торговых центрах с детскими игрушками – около четырех лет проработал там. В эти же времена (с `93 года) начали активно появляться мини-лаборатории, людям стали доступны мыльницы, более сложные аппараты. И, собственно, потребность в уличной фотографии плавно сошла на нет. В это же время я отказался от съемок в детских садах и школах.

Это интересно:  3 истории жизни дедов и их подвиги в этот великий День Победы.

Что было дальше?

А дальше я участвовал в фотоконкурсах, занимая первые места. Например, проводился нашумевший конкурс «Великая Волга» с 97 года: организовывались модели, фотографы, выезжали на острова и проводили фотосессии. По итогам жюри выбирало победителя. Конкурс был с 1997 по 2001 год, потом он пропал. И спустя где-то 10 лет его попытались опять организовать, но неудачно.

А помните фотоаппарат Polaroid?

О да. Данный вид съемки был востребован клиентами, но я считал его просто модной фишкой, у которой ещё и качество низкое. Поэтому я всегда предлагал альтернативу – качественную съемку на зеркальный фотоаппарат.

А Вы когда-нибудь работали вне фотографии?

Я работал в выставочном центре «Софит-Экспо» менеджером, причем, когда он только открылся. Конечно, я занимался параллельно фотографией, для тех же участников выставок проводил фотосессии. То есть в фотографии у меня перерывов не было. После этого я устроился в «Аэлиту-Техномаркет» в фотоотдел. Начинал обычным продавцом, через две недели стал старшим, а через полгода – руководителем направления. Под моим началом была закупка-продажа всего фотооборудования и расходников. За год я поднял его по рентабельности (с учетом площади в 10 квадратов), он приносил прибыль как огромный отдел с телеоборудованием. Параллельно здесь же работала и фотолаборатория. Если помните, то пленки приносили для проявки в такие лаборатории, здесь же печатали и сами фотографии. В нашей лаборатории можно было печатать как фотографии с пленки, так и с цифры. Тогда это были передовые технологии.

Вы проходили обучение?

Да, но езжу я на мастер-классы в Москву, Самару. Я считаю, что учиться надо у лидеров, тех, кто действительно стал экспертом в данной области, у тех, кто доказал работами свой авторитет, наконец, у тех, чей уровень тебя вдохновляет. Например, хочу выделить из жанра Fashion лондонского фотографа Алекса Ламбрехтса, Иорга Киаса из Германии, Илью Рашапа, Олега Титяева и Андрея Разумовского. Среди свадебных фотографов – Александраса Бабичуса, Александра Ноздрина, Девида Бекстеда, Александра Медведева, Дарью Пушкареву, Илью Двояковского и т.д. Более 30 мастеров, у некоторых я был повторно, есть еще многие, к кому хотел бы попасть на обмен опытом. Общение с мастерами и наблюдение за их работой интересны и познавательны. Они дают качественный скачок в развитии. Оплачивая мастер-класс, вы платите не только за знания, которые вам удается получить, вращение в тусовке единомышленников, но и возможность правильно определить систему своих координат, понять, где ты сейчас находишься и куда тебе интересно двигаться. Можно посмотреть часть моих сертификатов, чтобы понять, что на самом деле было интересным:

Сами сейчас проводите обучение?

Провожу индивидуальное обучение по съемке и обработке, технической составляющей и финансовой стороне фотодела, к сожалению, весьма и весьма затратного.

Какой вид съемки у Вас сейчас в приоритете? Расскажите о них поподробнее.

Я занимаюсь свадебной, семейной, индивидуальной, интерьерной, Fashion и рекламной съемками.
Во время свадебных съемок я стараюсь передать всю ту нежность, трогательность, но при этом важность самого дня и, вообще, действа. Поэтому во время подобных съемок я с помощью фотографии сохраняю эмоции, чтобы дети, которые гораздо позже будут смотреть фотоальбомы, видели не просто картинку, а смотрели на маму, папу в самый важный день их жизни – день рождения семьи! Ведь важно, чтобы торжественность дня была отображена на снимке.

Для меня семейная съемка – это эмоции, которые я сохраняю парам на долгие годы. В этой съемке я создаю целостность семейной пары и их важных моментов в жизни. Сам процесс съемки превращается в праздник. Ведь в нынешнее время с бешеным ритмом жизни нам порой не так-то просто встретиться семьей и сделать вместе одно дело, которое мы оставим на память нашим потомкам. В каждой семейной фотосессии заключена разная идея, ведь и семьи разные (кто-то любит экстрим, и тогда для них должна быть съемка с совершенно другой идеей и атмосферой, нежели для любителей спокойных вечеров с пирогами и семейными фильмами). После съемок у вас остаются семейные стильные, элегантные фотографии, которые отображают цельный образ семьи.

Это интересно:  Победу на “Богатырских играх” одержал саратовец

Когда провожу индивидуальную съемку, то создаю совместно со стилистами, визажистами, модельерами образы, которые соответствуют духу проекта, мы постоянно работаем с моделью. Я приверженец съемок в формате легкой режиссуры. Ведь эмоции в жестких рамках тускнеют. Хотя порой в некоторых проектах жесткая постановка лучше передает идею.

Про интерьерную съемку могу сказать следующее: бары, рестораны, гостиницы, комплексы, фитнес-центры – всё, где требуется показать интерьер с разных сторон, передать атмосферу заведения. Далее вы видите эти работы в каталогах, на рекламных макетах нашего города.

А ещё не так давно я ездил в Самару, проводил промышленную съемку. В Саратове подобные виды съемок только зарождаются. Если говорить про книги, то у меня выходили книги по родникам Саратовской области, Хвалынскому национальному парку, по Саратовскому району. Подобные проекты интересны, но в связи с тем, что заказчики государственные, данные проекты утверждаются не быстро. При всей их масштабности длительный срок приема работы все же остается минусом. Кстати, был у меня опыт и репортажной съемки. Я год проработал личным фотографом губернатора и два года в его же команде по управлению делами. То есть за свой 30-летний стаж работы испробовал все жанры.

Всячески приветствую творческие командные TFP-проекты. Когда объединяются опытные мастера своего дела, фотографы, стилисты, визажисты, дизайнеры, модельеры, модели – получается результат, которого сложно достичь в одиночку.

Только важно, чтобы все звенья были реально высокого уровня, чтобы остальным было интересно тоже вкладываться своими усилиями и мастерством.

Сейчас, к сожалению, понятие TFP* толкуется зачастую неверно. То есть порой обращаются люди, которые хотят просто получить фотографии бесплатно. Но в данном случае важно понимать, что это не является TFP-съемкой. Ведь в истинной TFP каждый участник съемок вкладывается душой в проект, а расплачивается своими умениями и трудом. И все получают от проекта удовольствие. И мне, как фотографу, таких проектов (с истинным смыслом данной съемки) не хватает. Думаю, я не одинок в этом, поэтому открыт для новых проектов и буду рад, если найдутся люди, близкие по духу!

Бытует мнение, что у Вас съемка стоит дорого…

Понятие дорого и дешево для каждого свое. Кто-то вообще хочет бесплатно, и для него любая цена – это «дорого». Клиенты, обращающиеся ко мне, ценят себя, ценят сервис и уровень, имеют хороший вкус и привыкли к хорошей картинке, понимают, что получают высокий уровень съемки, человеческий подход, уникальность в каждом кадре, неповторимую атмосферу на площадке, идеи в любом из видов съемок, подходящие именно им, а также профессиональное оборудование в моих руках. С помощью фотографии я передаю искренность чувств, запечатлею идею на фотобумаге. Для меня фотография, как холст для художника, который фиксирует и передает картинку миру долгие годы.

В фотографии, на мой взгляд, оборудование, к слову весьма дорогостоящее, должно совмещаться с уровнем фотографа. Оборудование миллиона на полтора без бесценного опыта фотографа будет недостаточно для того, чтобы на 100% использовать его мощность. Все вместе: техника, опыт, интеллект, взгляд на жизнь – дает ошеломляющий результат.

Какие проекты у Вас уже реализованы, какие в планах?

Я участвовал во многих областных и городских выставках Саратова.
Один из запоминающихся проектов – персональная фотовыставка «Fashion Life – ожившие страницы», которая была в январе 2015 года.

В проекте участвовало более 50 человек – модели, стилисты, визажисты, модельеры. Работа над проектом заняла почти 10 месяцев. Fashion Life – это совмещение образа и эмоции, которые передает фотография. Этот проект стал, на мой взгляд, полноценным, передающим настроение и ту идею, которую мы в него и вкладывали.

Из планов таких по грандиозности проектов, как Fashion Life, пока не планирую в ближайшее время, но, приоткрою завесу, в работе находится один из проектов, работа над которым доставляет мне огромное удовольствие.

Нам очень приятно было пообщаться с Виталием, узнав его как со стороны профессионала, так и просто человека, которого судьба привела в профессию. Мы будем следить за его работами и наслаждаться проектами.

Беседовала Наталья Поккине
Фото предоставлены Виталием Титовым
Специально для CityGu.ru

*TFP – это творческая фотосессия, для души, когда все ее участники, в первую очередь, получают удовольствие от самого процесса.
Первое и основное правило TFP – никто никому не платит денег. Ни фотограф модели, ни модель фотографу. Зачастую на условиях TFP вполне возможно привлечь и стилиста с визажистом, которым в этом случае тоже никто денег не платит.

Комментарии закрыты.

« »