Нижний Новгород. История вокзала

Нижний Новгород. История вокзала

Июн 26 • PRO Путешествия, Новости

Продолжая обзор российских городов с точки зрения туриста мы продолжаем рассказывать о том, на что стоит обратить внимание в первый приезд в город. Какие достопримечательности есть городе. Мы уже писали о Сочи, Ярославле, Казане, Симферополе, Уфе. Сегодня — Нижний Новгород.

Нижний Новогород — один из старейших русских городов. Достопримечательностей и туристических мест в нем много. Очень много. Для того чтобы составить премьерный маршрут по городу рекомендуем вам воспользоваться интерактивной картой Нижнего Новгорода http://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/nizhniy_novgorod/map. На ней отмечено множество полезной информации: туристические объекты, достопримечательности, кафе, рестораны, маршруты общественного транспорта, музеи и галереи, парки и зоны отдыха и многое, многое другое.

А сегодня мы поговорим о Ромодановском воказале.

Немного истории

Крепость, названная Нижний Новгород построена 1221 году. Как рубеж между княжеством Российским и землями мордвы и татар. Неоднократно горела. В 1500 году принято решение построить каменный кремль. Он был построен в рекордные по тому времени сроки. В 1697 году крепость теряет своё военное значение. В 1817 на левобережье была организована, действующая и сейчас Нижегородская ярмарка. Город стал резко развиваться экономически. Основным путём перемещения товаров оставался водный. В 1837 году в строй была пущена первая железная дорога России. В 1862 году из Нижнего отправляется первый поезд в Москву. Тогда же было построено и здание вокзала. Эта ветка соединяла город с центральной частью страны. Технических мощностей того времени соединить левый и правый берега Оки железной дорогой не хватало. В 1896 году в Нижнем Новгороде прошла Всероссийская промышленно-художественная выставка. На ней открыли отделение Технического общества, ему поручили подготовить документацию для разработки маршрута Нижний Новгород—Казань. В 1900 году на откосе правобережья Оки около Благовещенского монастыря, рядом с мельницей Баширова и причалом для судов заложен ещё один вокзал. Стройка была завершена в 1904 году.

Ромодановский вокзал

В городе стало два вокзала. Первый получил название Московский. Он и сейчас так называется. Многие приезжие не понимают, почему это. Второй назвали Ромодановский. С него составы отправлялись в восточном направлении. В месте его постройки располагался посёлок Ромоданово, что и дало вокзалу имя. Ромоданово упоминается в летописях 1622 года, раскинулось на границе двух губерний. Село переименовывалось трижды: Ромоданово, потом Тимирязево, а в 1922 году Красный Узел. Вокзал неоднократно переименовывался: в 30-х годах прошлого столетия его называли Арзамасским, в 1950 года с введением маршрута Горький-Казань, он был самым популярным, станция получает имя Горький-Казанский. И сейчас, нижегородцы говорят: либо Ромодановский либо Казанский вокзал. Рядом располагались депо для локомотивов и вагонов. В последствии Сооружения снесли. С 1936 года вокзал принадлежал Казанской железной дороге. В 1945 его подчинили Горьковской. С 1969 года станция утрачивает своё значение в связи с постройкой моста через реку Оку, составы восточного направления пошли по нему. И начинают прибывать на Московский вокзал. В 1974 году из-за оползней и разрушением железнодорожного полотна эксплуатацию вокзала решено остановить. На откосе сохранились остатки путевого хозяйства. От бывшего вокзала до Мызы, сохранились 39 штолен, обеспечивающих устойчивость склона от оползней. Дворец медленно разрушается. В 1993 году он был включен в состав памятников архитектуры федерального значения. Но восстановлением занималась частная фирма. Велось по фотографиям и сохранившимся чертежам. Закончено в 2003 году. Вокзал приобрёл первоначальный вид.

Архитектура

Архитектура вокзалов начинается с первой железной дороги. Главным принципом проектирования стала типовая застройка. Вид сооружения зависел от «столичности» населённого пункта. Здания строились симметричными: главный вход в центре, с боков залы ожидания, кассы. Пассажиры подразделялись на классы. Залы ожидания пассажиров первых и низших классов разделялись кассами и служебными помещениями. Вокзалы строили, как общественные здания. Но с начала ХХ века инженеры начали соблюдать функциональность для железной дороги. 11 мая 1900 года инженер Толмачев сделал проект сооружения. Нижегородская Дума его одобрила. Но реальный автор постройки – неизвестен. Вокзал построен в стиле классицизм. Очень красивое здание с двумя башнями со шпилями с фасада. И галереями вытянутых окон, говорящих о назначении постройки. Здание вокзала на фоне окружающей купеческой застройки выглядело ярко и величественно. Улица Черниговская того времени была очень бурной – постоянный пассажиропоток, грузов с пристани. Из-за близости к городским пристаням станция не имела собственной системы водоснабжения. В конечном итоге, после длительных переговоров Общество «Московско-Казанской железной дороги» заключило договор о подключении к городской сети водоснабжения.

Как добраться

В настоящее время здание принадлежит частной компании, за счет которой и проводилась реставрация. Действует строгий пропускной режим. Но всю красоту можно увидеть в любо время суток. Оно окружено ажурным кованым забором. Что только подчеркивает его величие.

Расположено по адресу: г. Нижний Новгород, Казанская площадь дом 1. Под метромостом.

Доехать можно на такси. Или лучше прогуляться пешком с улицы Рождественская, далее по Черниговской в сторону метромоста. И увидеть образцы архитектуры XVIII и XIX веков.

Текст: Василий Стрельников

Фото: vita-life777.livejournal.com

Cпециально для CityGu.ru

« »