лотрек, про искусство, Анри Тулуз-Лотрек, постимпрессионист, картины лотрека

«Diex lo volt»: бурная и короткая жизнь художника Анри-Тулуз-Лотрека

Дек 7 • PRO Искусство • 4211 Просмотров • Комментарии к записи «Diex lo volt»: бурная и короткая жизнь художника Анри-Тулуз-Лотрека отключены

Не нравитсяСлабоНормальноХорошоОтлично! (Голосуй!)

Первого декабря в Саратове завершилась выставка, посвященная творчеству художника и мастера рекламного плаката Анри Тулуз-Лотрека (1864 – 1901). Эта статья посвящается всем тем, кто не успел посетить музей или нанять экскурсовода, а также тем, кому просто интересно узнать больше о драматичной жизни постимпрессиониста.

«Diex lo volt» – такова воля Божья – гласит девиз на гербе Тулуз-Лотреков, прославленного рода, предки которых вошли в историю Франции.

Тридцатисемилетний граф Анри Тулуз-Лотрек лежит на кровати в замке в Мальроме. Около умирающего художника находятся его друзья и мать, чьи заботы и надежды на протяжении жизни были связаны только с сыном. Последние годы Лотрек провел в психиатрической лечебнице, много пил, потерял интерес к жизни и искусству. Стал злым и раздражительным. Что случилось с неутомимым и восторженным художником, с его любознательностью и желанием творить?

Лотрек рос окруженный заботой. Обаятельный, с пухлыми щечками малыш обладал богатой фантазией, живым и властным характером.

Тяга к искусству передавалась у Лотреков из поколения в поколение, поэтому Анри любил часами сидеть в мастерской друга своего отца – анималиста Рене Пренсто. Подражая ему, Анри все время рисовал – своих одноклассников, лошадей, наездников, собак, птиц. Мальчику особенно хорошо удавалось показать движение.

лотрек, про искусство, Анри Тулуз-Лотрек, постимпрессионист, картины лотрека

Лошадь. Из детских набросков

О лошади! Анри, как и его отец, страстно любил животных, ежедневно занимался верховой ездой и грезил охотой. Однако здоровье мальчика приносило ему много хлопот – он рос болезненный, хилый, имел хрупкие кости и шепелявил. Однажды, когда Анри хотел встать со стула, он сделал это неловко и упал. Итог: перелом шейки левого бедра, а затем правого, только позже, на природе, во время прогулки с матерью.

Будущий художник, который и раньше не отличался высоким ростом, окончательно перестал расти. В свои пятнадцать, потомок могучего рода стал обладателем клоунской внешности: здоровое туловище, короткие руки и ноги, толстые губы, непропорционально большие голова и кисти рук.
Лотрек был в отчаянии. Физические силы всегда не соответствовали его натуре: от природы страстный, деятельный и своенравный, Анри стал калекой.

лотрек, про искусство, Анри Тулуз-Лотрек, постимпрессионист, картины лотрека

«Господин Тулуз пишет портрет господина Лотрека-Монфа». Фотомонтаж Л. Гибера

Отдушину Лотрек нашел в живописи. Она становится для него всем: увлечением, убежищем, способом обмануть свое жизнелюбие. Одержимый рисунком, Анри решает посвятить свою жизнь искусству.

Получив разрешение у семьи, Лотрек начал посещать художественную мастерскую в Париже. За короткое время Монмартр стал центром его жизни. Здесь его друзья – люди, околдованные его искренностью и остроумием, в присутствии которых он не чувствует себя одиноким.

Вместе они часто посещали увеселительные места Монмартра. Лотрек сидел за столиком в «Мулен Руж», смотрел, пил вино и делал наброски. В кабаре Лотрек сталкивался с животной, ни чем не прикрытой человеческой натурой. Он с жадностью наблюдал за вихрем кадрили, и ему казалось, что он сам принимает участие в этих безумных танцах.

Лотрек написал множество сцен в «Мулен Руж» и почти всюду изображены его любимые танцовщицы: Ла Гулю и Джейн Авриль.

лотрек, про искусство, Анри Тулуз-Лотрек, постимпрессионист, картины лотрека

Танец в «Мулен Руж». 1890

Его натуру пленяло лишь то необычное в человеке, что составляло его индивидуальность. Призвание Лотрека: писать портреты. Для него существовал только человек. Со временем он выработал свой ярко выраженный почерк. Его отличала убедительная и лаконичная манера письма. Под влиянием импрессионистов, его палитра светлеет, однако Лотрек никогда не примыкал ни к какой школе, а заимствовал у различных направлений только то, что ему самому было интересно. Художник восторгался картинами Дега, дружил с Ван Гогом, участвовал в одних выставках с Ренуаром, Сезанном и Синьяком.

лотрек, про искусство, Анри Тулуз-Лотрек, постимпрессионист, картины лотрека

Портрет Ван Гога. 1887

Помимо кабаре, Лотрек любил посещать публичные дома и писать их обитательниц. Отвергнутый и презираемый, он тянулся к таким же отвергнутым и презираемым. Теме публичных домов художник посвятил не меньше пятидесяти картин и альбом литографий с ярким названием «Они». Лотрек хотел подчеркнуть, что не видит разницы между блудницами и обыкновенными женщинами, что для него ее просто не существует.

лотрек, про искусство, Анри Тулуз-Лотрек, постимпрессионист, картины лотрека

В Салоне на улице Де Мулен. 1894

Вскоре перед художником открылась новая сфера деятельности: ему предложили подготовить афишу для «Мулен Руж».Во время работы Лотрек понял, что обладает всеми данными, необходимыми для плакатиста. Его афиша произвела огромное впечатление и принесла заслуженную славу художнику.

лотрек, про искусство, Анри Тулуз-Лотрек, постимпрессионист, картины лотрека

Афиша «Мулен Руж». Ла Гулю. 1891

Лотрек не знал меры ни в работе, ни в развлечениях. Он никогда не отказывался от заказов: иллюстрировал статьи в газетах, книги, увлеченно компоновал афиши. На протяжении жизни Лотрек интересовался многими вещами: медициной (он всегда хотел стать врачом или хирургом), цирковыми представлениями, судебными делами, велосипедными гонками, театром. Певица Иветт Гильбер в кафешантане заняла для него такое же место, как Ла Гулю в кабаре. Он посвятил ей серию литографий, которая получила хвалебные отзывы.

лотрек, про искусство, Анри Тулуз-Лотрек, постимпрессионист, картины лотрека

Певица Иветт Гильбер. 1894

Слава Лотрека росла. Однако алкоголь и нервное истощение, вызванное тем, что Лотрек мало спал и не щадил себя – сделали свое дело.

В последние годы жизни он работал все меньше и меньше. Стал агрессивным и резким. Алкоголь убивал художника. Лотрек надеялся, что рисунок спасет его, однако чары искусства потеряли для него силу. Живопись ничего не изменила.

В потоке сумасбродной жизни он никогда не забывал о своей судьбе. Судьбе, от которой всеми силами старался убежать. Только близкие догадывались о том, какие муки он испытывал, лишенный любви и полноценной жизни.

В последующем, на его произведениях учились многие художники, в том числе знаменитый Пабло Пикассо. После смерти Лотрека, его друг Жуаян открыл галерею в честь постимпрессиониста – и это знаменовало собой признание художника. Оно положило конец официальному гонению, которому подвергалось творчество Анри Тулуз-Лотрека.

Текст: Полина Нечкина
Фото: свободные источники Интернет
Специально для CityGu.ru

« »